Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Иллюзионистская концепция

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Иллюзионистская концепция

Близкой идеократической и игровой теориям происхождения искусства оказывается иллюзионистская концепция. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — не без иронии характеризует ее С. Н. Чеботарев. Искусство возникает как чудесная иллюзия, доставляющая человек наслаждение: обман дурачит, тешит, удивляет, радует. У людей есть врожденный художественный инстинкт, пишет К. Ланге, состоящий в потребности человека обманываться. Создавая иллюзию, художник как бы уводит людей из мира природы (где все истинно и... обыденно) в свой собственный, выдуманный. Доказывается это обычно ссылками на сами же художественные произведения. В литературе отнюдь не редкость прочитать: «море смеялось», «утро пробуждалось», «небо плакало». Но этого же не может быть, ибо и море, и утро, и небо — неодушевленные природные явления, а не люди, и они не могут испытывать человеческих чувств. Даже обычно; выражение «солнце село в море» — не что иное, как зрительный обман, так как на самом деле, конечно же, небесно; светило не окунается в воды Балтики или Атлантики. В скульптуре умышленно нарушаются пропорции, чтобы создать нужный художественный эффект. Древний танец охотника на медведя имитирует телодвижения хозяина тайги, но всем зрителям ясно, что перед ними на самом деле не зверь, а человек. И так далее.

Да, искусство, создавая иллюзорный образ действительности, постоянно нарушает принцип правдоподобия. И для того, чтобы слить воедино мир природы с человеческим миром (в этом, как мы увидим дальше, одна из особенностей художественного творчества). И для того, чтобы подчинить материал художественной задаче. Но во всех этих случаях подлинный художник прибегает к иллюзии с единственной целью — добиться большей правды в пере даче мыслей, чувств, жизни людей. Уже в работах Аристотеля, Лессинга, Дидро, не говоря о современных искусствоведах, эстетиках, психологах, было дано верное объяснение данному явлению. Нет, искусство — не забава, не утешительная иллюзия, не средство подурачить или рассмешить. Его появление вызвано причинами куда более серьезными, и это история первобытного общества доказывает убедительно.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz