Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Теории проявления

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Теории проявления

Подобными же по типу, хотя и лишенными религиозной начинки, оказываются теории проявления, или, как их называет профессор С. Н. Чеботарев, метафизические теории. Наиболее характерно они представлены концепцией Гегеля.

Как известно, великий немецкий философ, являющийся одним из непосредственных предшественников марксизма, стремился создать систему, то есть такой комплекс знаний, который позволяет давать ответ на всю совокупность возникающих перед человеком философских вопросов; Идеалистическая система «все объясняла» так: диалектическое, проходящее в борьбе противоречий саморазвитие абсолютной идеи, поочередно минуя стадии логики, природы и, наконец, на третьем этапе этого гигантского цикла — в духе — достигало самопознания. Таким образом, в развитии абсолютной идеи имелись начало и конец. В ходе самопознавания идеи и возникало искусство. Первоначально материя, природное преобладало в образах искусства над идеей, и та лишь едва проглядывала, облекаясь в символы. Эта ступень искусства, по выражению Гегеля, лишь подготовляет жилище духу. «Искусство в своих начальных фазах еще сохраняет элементы таинственного, таинственное предчувствие и страстное томление», — пишет философ. На этой стадии господствующим видом искусства является архитектура. В дальнейшем «таинственное предчувствие» становится более определенным, конкретным, проясняется; развитие идет по пути высвобождения идеи из-под гнета материи. Искусство проходит стадии господства скульптуры, живописи, затем — музыки и, наконец, достигает вершины в поэзии. На этом развитие искусства, представляющее собой проявление абсолютной идеи (отсюда и название теории), завершается. Следующая ступень познания абсолютной идеей самой себя — религия…

Гегелю, как отметил В. И. Ленин, удалось в диалектике идей угадать диалектику вещей, то есть реального мира. В истории искусства Гегель указал, а в ряде случаев очень глубоко и интересно охарактеризовал, ряд действительно имевших место периодов. Но подлинных причин зарождения искусства Гегель не назвал, да и не мог этого сделать. Произвольно намеченные рамки, в которые он стремился загнать живой процесс, произвольно сконструированная концепция — абсолютная идея на одном из этапов самопознания порождает искусство — не приближает нас к пониманию проблемы.

Но неудачный опыт Гегеля далеко не для всех послужил уроком. Освальд Шпенглер с присущим буржуазной науке второй половины XIX века идеалистическим мистицизмом писал, что в мире разлита некая безграничная духовная сущность, которая таинственно и необъяснимо проявляется по законам круговорота («все возвращается и повторяется») в исторических событиях, людях, народах. Это мистическое начало и порождает искусство, наполняет его подлинным содержанием. Поэтому в музыке Бетховена или Вагнера за чувственными впечатлениями скрывается иной, «подлинный» мир: мир грез, сумерек, потонувших городов. Эпохи искусства, которые одновременно проходят все народы, сменяются эпохой больших городов. Из-за вызванного техникой огрубления жизни в человеке гибнет чувство формы, наступает закат искусства, духовное начало перестает в нем проявляться. Начинается новый исторический цикл...

Хотя метафизическая отвлеченность, ненаучность концепции О. Шпенглера и очевидна, его методологические просчеты не раз повторялись в буржуазной науке: К. Юнг (психология), Т. Манро, Г. Рид (эстетика) и др.

В целом подобные теории, пытающиеся объяснить возникновение искусства умозрительной универсальной монопричиной, произвольно выводящие его из абстрактных начал, далеко не самые типичные для истории вопроса. Гораздо чаще встречаются теории, в которых абсолютизируются один, реже — два признака, действительно имеющих отношение к истокам искусства. Некоторые из этих концепций имеют многовековую традицию.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz