Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Теория игры

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Теория игры

Среди них, пожалуй, самой известной является теория игры. Ее обычно связывают с именем Фридриха Шиллера, но в той или иной мере аналогичной позиции придерживались Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче и др. В чем же суть этой теории? Вкратце ее можно свести к следующему.

Чтобы существовать, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, трудиться. Это вынужденный процесс: не будешь трудиться — умрешь с голоду, погибнешь. Это угнетало человека. Подлинную радость он получал тогда, когда мог не работать, ощутить независимость от природы. Здесь-то потребность свободно проявить себя, избыток сил находили выход в игре. Профессор Геттингенского университета Макс Ферворн добавляет такой мотив: игра — повторение ради удовольствия той рабочей операции, которая только что удачно получилась; но и в этом случае игра бесцельна. Именно в игре, по мнению сторонников разбираемой теории, человек мог свободно распоряжаться своей энергией, проявлять свою сущность, обретать столь необходимые ему наслаждение и ощущение свободы. Искусство и есть разновидность игры. Даже когда в нем воспроизводится производственный процесс — охота или рыбная ловля, — это не настоящая работа, а ее облегченное, не вызывающее усилий, не имеющее практической цели повторение. В веселой игре — искусстве — люди избавляются от забот и невзгод. Она полезна также и физиологически: в игре тратится избыток силы и в то же время приобретаются хорошее физическое развитие, ловкость и смелость. Но это побочные продукты искусства игры. Главное в нем то, что оно возникает ради чистого, не омраченного помыслами о хлебе насущном удовольствия.

Безусловно, в этой теории, как говорится, «что-то есть». Игровой момент очень важен в искусствах зрелищных, да и в изобразительном или словесном он явно обнаруживается. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» выписал мысль Л. Фейербаха: «Искусство не требует признания его произведений за действительность». Оно — воспроизведение реальности, причем имитационное, как в игре. Сопутствующее этому снятие неблагоприятности среды, переживаний, раздумий и т. п. также аналогично игровому.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz