Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Игровой элемент в искусстве

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Теории происхождения Искусства

Игровой элемент в искусстве

И все же сводить искусство к игре или преувеличивать игровой момент в нем ни в коей мере нельзя. Искусство, даже если говорить пока в самой общей форме, осуществляет важную социальную функцию; игровой элемент в нем не является определяющим, он играет второстепенную, подчиненную роль. Что касается происхождения искусства, то теория игры вовсе его не объясняет.

Г. Спенсер пишет, что низшие животные не играют, а вот высшие — да, так как они лучше питаются, имеют избыток энергии, который нуждается в расходовании. Действительно, игра характерна не только для людей, но и для других живых существ. Но все-таки, как игра, положим, обезьяны превращается в танец или песню человека? Этого Г. Спенсер и разделяющие его точку зрения ученые не могли объяснить.

Сторонники рассматриваемой теории считали, что как игра — явление биологическое, присущее всем высшим животным, — так и искусство представляют собой одно из естественных природных проявлений. Даже К. Бюхер, много сделавший для доказательства трудовых истоков искусства, считал игру старше труда, а отсюда и искусство — старше производства полезных предметов.

Рассматривать причины возникновения искусства вне его социальной природы — дело совершенно бесполезное. Теория игры, по существу, неверно характеризует жизнь людей первобытного общества. Они предстают беспечными, жаждущими удовольствий детьми природы, для которых труд — проклятие, а естественное и желаемое состояние — праздность, развлечение, игра. Между тем все наблюдения за народами, близкими по уровню развития к людям каменного века, все археологические данные свидетельствуют об огромном трудолюбии наших предков. Труд не только давал средства пропитания, но и был основной сферой проявления человеческих «сущностных сил» (К. Маркс), высоко ценился обществом. Человек, плохо работающий или не обладающий должным умением, неизменно обществом порицался. Не случайно, например, у алеутов одно из самых сильных ругательств: «Твоя мать не умеет шить».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz