Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Земная наполненность искусства

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Искусство и магия

Земная наполненность искусства

Художественное содержание не сводится к религиозному, и вряд ли в свете только что рассмотренного можно говорить об их слитности, нерасчлененности даже в тех немногих произведениях первобытного искусства, которые явно имеют религиозный характер. Тем более не может идти речи о синкретизме религиозного и нерелигиозного применительно ко всему древнему искусству.

В противовес «небесному» содержанию религии первобытное искусство утверждало свою земную наполненность. И естественно, что содержание искусства прежде всего связывают с трудом — основой основ бытия первобытного человека. Создаются теории, стремящиеся объяснить, что же именно познавалось и утверждалось посредством искусства в жизни людей, в их деятельности — в частности, в охоте. Нередко при этом происходит слишком буквальное прочтение сюжетов, а это, на наш взгляд, значительно сужает и обедняет художественное содержание произведений искусства.

Так, исходя из того, что искусство даже в античном мире «было моментом самой жизни», его содержание рассматривается порой «как процесс сбора и накопления информации о непосредственном окружении и выработку таких форм поведения, которые обеспечили бы группе успех в борьбе за существование». Первобытный художник закрепляет и суммирует свой опыт в такой форме, как изображения, пластика, охотничьи пантомимы. И вот в художественном содержании воплощается, моделируется стратегия охоты. Так охотничья пляска становится первой, зародышевой формой театрального представления, но в то же время в ней приобретались навыки облавной охоты на крупного, нередко хищного зверя, знания о его привычках и повадках, а также слаженность коллективных действий. В сущности, содержание художественного произведения было синонимично практическому знанию о мире как таковом, только неизбежный дефицит информации восполнялся здесь интуицией, и отпадала надобность в свойственном науке длительном сборе данных. Иначе говоря, разница в количестве информации, способах ее кодирования и в том, что «художественное описание преимущественно строится на базе субъективного эстетического опыта, что резко ограничивает степень его применимости в тех случаях, когда необходима объективная точность и надежность передачи информации».

Что верно схвачено в представленной концепции? Несомненная практическая значимость первобытного искусства и связь его сюжетики с охотой. Остальное необходимо оспорить. Автор этой теории Л. Б. Переверзев придает преувеличенное значение в возникновении искусства охотничьей пляске. Он ссылается на исследование А. Д. Авдеева о происхождении театра — и напрасно! Для А. Д. Авдеева, как мы уже видели раньше, воображаемое превращение человека в охотничьей пляске в иное существо есть предпосылка театрального искусства. Появляется искусство лишь в тотемической пляске, которая отходит от воспроизведения зверя как такового. Охотничья пляска оказывается одной из важных переходных стадий от охотничьей маскировки к собственно искусству, но она не была искусством.

Еще одно возражение: относительно «дефицита информации» сравнительно с практическим знанием. Между научной информацией и художественной, как уже было показано раньше, лежит не количественное, а качественное различие. Охотничья пляска лишена художественного содержания, она — действие, имеющее строго утилитарный характер, хотя оно имитирует реальный процесс охоты и обладает конкретной наглядностью.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz