Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Вплетение искусства в жизнь античного общества

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Искусство и магия

Вплетение искусства в жизнь античного общества

Никак не убеждают нас и ссылки на античность. Вплетение искусства в жизнь античного общества не означало тождества искусства труду или быту, — оно было достаточно самостоятельно. Можно говорить лишь о том, что происходившее в силу действия закона, о котором подробно говорилось раньше, уподобление зрителей исполнителю было в античности полным. И объяснялось это тождественностью — однозначностью общественного опыта и единством мировосприятия. Подобное могло быть (и, видимо, было) также и в первобытном искусстве. Но это не делало искусство одним из вариантов трудовой практики.

Стремление очистить художественное содержание первобытного искусства от всяких «посторонних» примесей в виде религиозной начинки или вплетения искусства в практику породило концепцию о «чисто эстетической», «незаинтересованной» природе искусства. Эту позицию мы проиллюстрируем лишь двумя выдержками из Э. Гроссе. Он отстаивал мысль, что «рисунки первобытных народов проистекают из чистого удовольствия творчества», что «цель большинства первобытных танцев чисто эстетическая», что «искусство не имеет какой-либо внешней цели». То же самое утверждал в свое время философ Кант. Подобная, не побоимся этого слова, эстетская позиция не приближает нас к истине. Искусство создавалось не ради себя самого, а ради борьбы нового, социального организма за существование. Искусство нельзя сводить к утилитарному акту, но оно ни на шаг не отдалялось от жизни общества, от его потребностей.

Шла ли речь о лосе или о женщине-матери, искусство всегда раскрывало человеческое к ним отношение; оно всегда показывало уровень духовной зрелости общества. Задача состояла не в том, чтобы научить юношей бросать копье или узнавать повадки медведя; искусство в своем художественном содержании хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертными необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир, необходимый жизненный тонус — короче говоря, способность социального организма воспринимать мир и относиться к нему по-человечески. Художественное содержание не давало индивидууму опуститься ниже уровня требований, предъявляемых к нему обществом.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz