Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Преобразование ритма и звука

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Роль предметов и их свойств в Искусстве

Преобразование ритма и звука

Не нужно специально доказывать, как велико в искусстве значение ритма. Но и ритм проходит стадию «очеловечивания», главным образом — в работе. Охота на зверей, особенно крупных, гребля на лодке и другие трудовые операции требовали согласованных действий. Ритм объединял и подчинял себе движения многих людей. Сперва он, по всей вероятности, имел чисто утилитарное, организаторское значение. Но постепенно приобретая все более заметное место в человеческой жизни, ритм получил способность раскрывать духовные состояния человека, размагничивать его или подхлестывать, настраивать на грустные размышления или поднимать в пляс. «Очеловечивание», кроме всего прочего, вносит новый, человеческий порядок в природу. Ритм, социально организованный и неразрывно связанный с человеческим внутренним миром, становится одним из средств такого утверждения человеческих начал.

Но было бы не совсем верно лишь в этом видеть путь «очеловечивания» ритма. Ритм, как известно, находится в природе повсюду: чередование тепла и холода, восход и заход солнца, отлив и прилив, полнолуние и пора ущербного месяца, звуки мерно падающих капель, шум леса — все подчинено некоему ритму. И вот многое из этих проявлений ритма осмысливается через значение, через отношение к человеческой жизни: покачивание лодки усыпляло человека, лунный и солнечный циклы наводили на мысли о чередовании жизни и смерти и т. п. И в этом случае ритм связывался воедино с человеческими чувствами, регулировал, упорядочивал их, становился выразительным средством.

Аналогичный процесс происходил и со звуком и прежде всего со звуком человеческого голоса. Все знают, что животным свойственно выражать звуками свое состояние: собака лает «зло» на незнакомого, «ласково» — услышав шаги хозяина. Очевидно, и предки человека издавали те или иные звуки, выражающие определенные физиологические состояния. Затем звук стал сигналом — развивается человеческая речь. Звук приобретает социальную отработку и организацию. Правда, и сейчас еще в Эстремадуре, в Испании, парень, вызывая девушку на свидание и уходя от нее, воркует подобно голубю, мурийцы-мужчины в аналогичной ситуации издают звуки, похожие на ржание, но в целом человечество владеет куда более совершенными способами выражения чувств!..

Звуки складывались в напев, мелодию, правда, сперва тоже для того, чтобы помочь в физической работе. Пение, часто без слов, тоже на первых порах было естественным проявлением человеческого состояния. К. Бюхер приводит любопытное наблюдение: «Негритянки вообще не умеют молчать. Их пение есть выражение их хорошего самочувствия. При глажении поют чаще, чем при стирке... Пение тотчас же прекращается, если входит чужой человек». В. Иоест рассказывает, что коренные жители Молукки поют не только на празднествах, но и во время работы: носильщики, несущие ношу в гору или по узкой скользкой горной тропинке, «поют даже тогда, когда обливаются потом, поют, несмотря на тяжесть и жару; так же как и гребцы».

Постепенно, все больше срастаясь с общими чувствами людей, звук напева начинает выражать не только физическое состояние, но и духовные переживания людей, он проявляет способность не только облегчать работу. С возрастающей гибкостью и достоверностью он начинает раскрывать сокровенные стороны души, хотя, вероятно, долго еще напев оказывался беднее тех чувств, которые в нем проявлялись.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz