Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Значащий смысл реальных предметов

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Роль предметов и их свойств в Искусстве

Значащий смысл реальных предметов

Но процесс «очеловечивания» проходят не только цвета, ритм, звук, но и отдельные предметы и их формы, что придает им социальное, общественное значение и звучание. Нередко этот процесс заходил настолько далеко, что за общественным делалось не видно природного. У маори — впрочем, как и у многих других племен, — татуировка стала средством, подчеркивающим достоинство людей, — их общественным эквивалентом. И вот произошел характерный случай. Когда один из белых художников с гордостью передал старому маори очень удачный его портрет, но модель с презрительной усмешкой отложила его в сторону. На вопрос художника, как же он сам себя мысленно представляет, старик с достоинством нарисовал узор татуировки, украшавшей его лицо, и сказал: «Вот это я. А то, что ты написал, — это чушь». Конечно, это случай курьезный, но достаточно показательный. Старик маори не увидел свое природное лицо вне его общественной «оболочки».

Вступая в практические отношения с природой, человек «втягивает» ее в свою жизнедеятельность. Формы предмета приобретают для него значащий смысл. Человек начинает понимать, что острое копье лучше поражает зверя, чем тупое, навес, находящийся под углом (причем вполне определенным) к потокам дождя, лучше спасает его от непогоды, чем плоская крыша. Приобретенные на практике значения закрепляются за теми или иными предметами. Их начинают сравнивать не только по их объективным формам и признакам, но и по этому значению.

Но зверь, растение или предмет неорганической природы постоянно оказываются связанными с определенными мыслями, чувствами, состояниями человека. Ведь каждый практический шаг по освоению природы сопровождался осмысливанием происходящего, волнениями, проявлением чувств. Сегодняшнюю охоту на мамонта от вчерашней или от бывшей месяц, год назад человек мог отличить уже не только по тому, успешно ли она завершилась, больше или меньше мяса он добыл, больше или меньше погибло при этом соплеменников; он мог теперь различать, больше или меньше радости принесла сегодняшняя охота, какие волнения он при этом испытывал. Значит, одно событие от другого, один предмет от другого человек стал отличать также и по своим субъективным переживаниям, по следу, оставленному в душе.

И этот след и это переживание целиком зависели от реальных предметов или событий. Естественно, если зверь уходил живым, истребив часть мужского состава племени, это вызывало горе; меньше охотников — труднее прокормиться. Если охота была удачной, человек радовался, испытывал удовольствие, пусть сперва тоже вполне утилитарное. Реальностью были продиктованы и интенсивность чувств и особенности состояний. Согласитесь, что встреча в лесу с зайцем вызывает куда меньше волнений, чем встреча с рысью или тигром.

Но поскольку образ жизни людей не менялся существенно в течение длительнейших периодов (в частности, верхний палеолит имел протяженность более десяти тысячелетий), а в этих рамках охота велась на одних и тех же животных, то человеческие переживания, чувства «закреплялись» за отдельными предметами и являлись своего рода чувственно-оценочными синонимами данных зверей.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz