Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Сопротивление материала (почти сопромат...)

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве

Сопротивление материала (почти сопромат...)

В верхнем палеолите эта конкретность и картинность мышления человека, еще ничем не нарушенная близость языка к обозначаемым им явлениям и предметам создавали естественные, непроизвольные условия для выражения мыслей и чувств в произведениях искусства. Не только художественные образы, но и отдельные слова и понятия настолько явно отражали жизненные ситуации в единстве с человеком, что не требовалось даже особых выразительных средств, чтобы воплотить тотемическое представление человека о животном, думающем и действующем как люди. Форма становилась конкретно-чувственной, то есть жизнеподобной и в то же время одухотворенной, эмоционально наполненной подобно ему. Не случайно контурная линия наскальных изображений отличается такой выразительностью, экспрессивностью, емкостью, непосредственностью, одухотворенностью. В ней столько наивности и мощи, верности натуре и творческого взлета, динамической напряженности и беспомощности... Для первобытного художника контурная линия была самой жизнью, радостью и печалью, восторгом и грустью, силой и нежностью, стремительностью и неподвижностью. Она была осязаема, как ночью вода в реке или бьющая из раны кровь, как тепло человеческого тела или горячий степной ветер. Это он, человек, пел и выражал себя, ибо вся природа — это он, а он — это природа. Никогда жизнь наивно и просто не пульсировала так в художественных изображениях, не прорывалась в стремительном танце, как в это древнее время.

Сейчас мы различаем художественно-выразительные средства и художественную форму. Например, современный художник использует светотень, перспективу, колорит, то есть художественные средства, созданные до него, и они превращаются в форму того или иного произведения в процессе передачи конкретного содержания. Художник сознательно применяет их, чтобы подчеркнуть какую-либо деталь, выделить одну из сторон содержания. Первобытный человек не знал этих «ухищрений». Никогда дистанция между внутренним миром художника и произведением не была так коротка и неопосредованна. Имея на своем вооружении лишь контурную линию, а позднее — цвет, он не мудрствовал лукаво, а просто и полно изливая свою душу, не ведая, что создает шедевры, которые спустя столько веков бурного развития искусства поразят знатоков печатью таланта и приобщенностью к великим тайнам художественного творчества. Подобная слитность объекта и субъекта при выражении художественного содержания окажется еще более важной, если учесть, что в искусстве человек воплощает мир так, как он его видит или чувствует. А. П. Окладников рассказывает о том своеобразии и большой впечатляющей силе, которые отличали фигуры лосей на писанице Второго Каменного острова по реке Ангаре. Эти фигуры «показаны не в строго горизонтальном, а в слегка наклонном положении, их передняя половина выше задней. Они как бы круто поднимаются в гору. В таком необычном состоянии, полном динамического напряжения, их, вероятно, постоянно видел древний охотник, такими он их и показал». Художник в произведении непосредственно моделировал, воплощал свое видение мира, свое состояние, свое понимание и ощущение ситуации.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz