Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - «Очеловечивание» чувств

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства

«Очеловечивание» чувств

Прежде всего необходимость в коллективных формах жизни существенно ограничила зоологический индивидуализм человека.

Раньше уже говорилось, что охотники перестали съедать зверя на месте добычи, а доставляли его к домашнему очагу, где охотничий трофей становился всеобщим достоянием. Человек не только приобретает способность подчинить свое поведение требованиям коллектива, но и учится сдерживать свои чувства. Если неандерталец был еще необуздан и в ярости мог натворить любых бед, то homo sapiens стал более сдержан и в известной мере мог координировать проявление по крайней мере некоторых своих чувств.

Приводили много свидетельств, что, «ударившись ногой о камень, дикарь приходит в бешенство против этого камня и принимается кусать его, точно собака», что камчадалы «отличаются чрезвычайной возбудимостью... всякая безделица приводит их в бешенство» и т. п. Но весьма характерны и показания иного рода: «Про дакотов рассказывают, что они терпеливо переносят и телесные и нравственные страдания». Индейцы крики обнаруживают «флегматическую холодность и равнодушие». Жители Гвинеи, хотя и «обладающие сильными привязанностями, теряют самых любимых родственников и вытерпливают самые мучительные боли с видом стоической бесчувственности».

Появляются новые, «человеческие» (К. Маркс) чувства и представления. Прежде всего — чувство долга, то есть добровольное следование интересам коллектива, способность переступить через собственный страх, желание, выгоду, интерес; чувство совести — самооценка собственного поведения, помыслов, устремлений в соответствии с моральными и другими нормами, в которых закреплена общественная точка зрения. Вместе с совестью появляются понятия стыда и вины, посредством которых индивидуум удерживается в нужных обществу рамках. Очевидно, тогда же возникает своеобразный кодекс чести, который позволяет первобытным людям стоически, безропотно переносить боль и тяжелейшие испытания, запрещает присваивать чужие охотничьи трофеи и вещи личного пользования. Общество поднимает на щит мужественных, славит наиболее умелых, ловких и способных в труде и состязаниях. В связи с этим появляется и понимание престижа. «Страх перед нахмуриванием бровей и насмешками своих товарищей и жажда их похвал составляют такой сильный побудительный мотив, — пишет Г. Спенсер, — что юный индеец идет на любые телесные муки». О подобных явлениях свидетельствуют исследователи Африки, Австралии, Океании и других мест, где обитают люди, близкие каменному веку.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz