Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Рука приобретает волшебную силу

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства

Рука приобретает волшебную силу

Произведения первобытного искусства, появившиеся в верхнем палеолите, отличаются большой точностью воспроизведения натуры, свидетельствуют о хороших навыках человека, о его умении выдалбливать контур зверя на камне или выдавливать его на мягкой глине. Это стало возможным только благодаря высокому совершенству человеческой руки. Даже талантливый человек современной эпохи тратит на обучение ремеслу художника годы, а иногда и целую жизнь. Какого же уровня развития должна была достигнуть рука верхнепалеолитического человека, чтобы создавать подлинные шедевры изобразительного искусства!

Рука обезьяны, как отмечал еще Ф. Энгельс, несмотря на общее с человеком расположение костей и мускулов, неспособна была изготовить хотя бы самого грубого каменного ножа. «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решительный шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению».

Уже у питекантропа правая рука несла более значительную трудовую нагрузку, чем левая, а благодаря этому она получила возможность большего совершенствования.

К периоду верхнего палеолита рука человека завершила свое развитие и приобрела способность точно воплощать повеление разума даже при исполнении такой утонченной работы, как создание художественных произведений.

«Рука, — подытоживает Ф. Энгельс свое рассуждение, — таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, — только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини».

Но если для создания изобразительных художественных произведений нужно было иметь в совершенстве развитую руку, то искусство пения или танца требовало соответствующего развития голоса и самого человеческого тела.

Если синантроп еще довольно плохо дифференцировал произносимые звуки, то неандерталец отчетливо произносил звуки и предложения, а неоантроп, вероятно, владел искусством интонации, воспроизводил несложные мелодии.

Тело неоантропа благодаря непрерывному труду и тренировкам стало хорошо развитым. Этнографические наблюдения говорят о чрезвычайной ловкости древних людей, об их выносливости, высокой подвижности, быстроте передвижения, способности взбираться на высокие деревья, об умении точно поражать цель метательными орудиями, а следовательно — высокой степени координации движений. Иначе говоря, высокая степень физической культуры людей, хорошее развитие всех групп мышц их тела создавали естественную основу для танцевального искусства.

К этому же периоду складывается у людей чувство значащей формы и чувство ритма, о которых здесь мы лишь упоминаем. О них будет специальный разговор в разделе, посвященном формированию художественно-выразительных средств. Сложился также ряд других важных предпосылок возникновения искусства, о которых также будет сказано в дальнейшем. Но мы уже можем подвести некоторые итоги. Они сводятся к следующему.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz