Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Возникновение абстрактного мышления

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства

Возникновение абстрактного мышления

Мышление формируется в результате взаимодействия человека с окружающим объективным миром. Однако признание этой очевидной для всякого материалиста истины еще не позволяет вывести никаких заключений относительно природы, характера мышления первобытного человека.

К началу развитого древнекаменного века производство, в котором теперь применялись более совершенные орудия, усложнилось. Выросла производительность труда, что позволило людям значительно больше времени уделять общению между собой вне производственного процесса. Наконец, знания о мире неизмеримо расширились, их значение возросло, возникла необходимость включить их в обиход жизни, передать младшим поколениям и т. д. Это увеличило выразительный (словарный) состав языка. В него стали входить все более отвлеченные понятия, а это привело, в свою очередь, к созданию новых связей между словами (возникновение грамматических форм) для лучшего выражения оттенков мысли.

Человек приобрел способность к абстрагированию и улавливал связи не только между обозначением и реальным предметом, но и между общим и отдельным в самом этом обозначении. В речи, в слове человек «удваивал» мир, и этот новый, отраженный мир приобрел способность к относительно самостоятельному существованию и развитию. Обозначенная, отраженная в слове или каким-либо другим способом действительность воспринималась столь же реально, как подлинная. Создавалась возможность ощущать за словом или образом действительность даже тогда, когда ее не было.

Известна, например, получившая достаточно широкое распространение точка зрения французского ученого Л. Леви-Брюля, согласно которой дикарь не обладал способностью к логическим построениям и абстрагированию в нашем понимании этого слова. По этой теории получалось, что человек, вступая в контакт с миром, мыслил его лишь по ассоциации: улавливал сходные признаки у различных предметов и по ним определял один предмет через другой. Если рыба, как и человек, живет и двигается, то значит человек есть рыба, а рыба есть человек. Отсюда делается уже совсем далеко идущий вывод: раз совпадают одни признаки, должны совпадать и другие, значит рыбы, согласно рассматриваемому восприятию действительности, живут такими же обществами, как и люди, — они имеют свои селения, свои дороги под водой и ведут себя как существа, наделенные разумом. Так и рассуждают индейцы чироки.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz