Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Случайность — форма проявления необходимости

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение искусства: необходимость или случайность?

Случайность — форма проявления необходимости

Все эти факты действительно имели место или могли произойти. Да, немало выдающихся открытий было сделано благодаря случайностям, счастливому стечению обстоятельств. Но все же это было завершением процесса, а не самим процессом: Ньютон и до «падения яблока» размышлял о физических явлениях, пытаясь разумом проникнуть в мир законов природы; то же мы знаем и об Архимеде и до и после его «исторического» купания. С неутомимостью крота человечество в ходе своей практической жизни разгадывало одну загадку мира за другой, ставило задачи, без решения которых нельзя было двигаться вперед. Задачи-то представляли себе многие, но решались они одним, двумя, тремя.

И возникает вопрос: случайно ли человечество обогатилось теорией относительности и интегральным исчислением, научилось обуздывать и заставлять работать пар и электричество, строить самолеты и гидростанции?

Очевидно, все это появилось закономерно и необходимо. Развитие производительных сил, постоянное совершенствование орудий труда приводило к новым открытиям. Процесс этот шел поэтапно, был строго обусловлен предшествующими достижениями: автомобиль или пароход не могли появиться до изобретения двигателя внутреннего сгорания или паровой машины. И охотничий лук, и капкан, и колесо, и компас были изобретены потому, что многовековая практика подготовила необходимые для этого условия.

Никто не собирается отрицать роль таланта и знаний изобретателя, сумевшего в творческом акте в счастливый момент озарения сплавить воедино долгий человеческий опыт, переступить через традиционные идеи и практику, дав миру великое новшество. Но гений лишь собирает посев, зерна которого высевались и выращивались обществом. Его роль, конечно, не ограничивается тем, чтобы пожинать сам собой созревший урожай. Значение личных качеств гения нельзя недооценивать — оно очень велико, но все же гений лишь довершает то, что уже подготовлено ходом человеческой истории. Его открытие не предрешено, не предустановленно кем-то, но общественная практика творит и потребность в открытии и возможности для его осуществления — производственно-технические, научные, социальные, психологические.

Марксизм появился тогда, когда на историческую арену вышел пролетариат как единственный до конца революционный класс, когда капитализм — последний эксплуататорский строй — обнаружил свои непримиримые противоречия.

Открытие возможности и способов полезного использования энергии пара, электричества и атомного ядра было закономерно и необходимо. Случайным, с исторической точки зрения, оказалось лишь то, что открытие это сделал X, а не Y, в этом году, а не в предшествующем или последующем, что оно получило разработку и интерпретацию с той стороны и в той степени, в какой это соответствовало личным данным ученых или практиков.

Случайность и необходимость не взаимоисключающ друг друга, они — разные стороны одного и того же диалектического процесса. «То, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость» — так определил эту диалектику Ф. Энгельс. Необходимое вытекает из сущности, из глубокой внутренней связи развивающихся явлений, оно неизбежно должно произойти, если созревают определяющие его условия. Случайное — необязательно, оно не связано с сущностью процесса, оно может быть и не быть. Но случайное есть форма проявления необходимости, которая может «надеть одежду» и одной, и другой, и третьей, и четвертой случайностей, так как она, как сущность данного явления, не бывает в чистом виде, а всегда обнаруживается в чем-то единичном, конкретном.

Это несколько затянувшееся отвлеченное философское отступление имеет прямое отношение к нашей теме. Могло ли общество обойтись без искусства? Закономерно ли его появление? Верхний палеолит — вот время рождения искусства. В общих чертах мы знаем, чем это время отличалось от предшествующих эпох. Но, может быть, и в самом деле искусство обязано своим появлением именно в этот период игре случая, стечению обстоятельств? Без ответов на возникшие здесь вопросы мы не сможем двигаться дальше. Сами эти вопросы не столь уж произвольны, если ознакомиться с тем, как подчас трактуются причины возникновения искусства.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz