Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Первое человеческое общество

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение искусства: необходимость или случайность?

Первое человеческое общество

Поскольку искусство возникает в эпоху верхнего палеолита, в эпоху появления подлинно человеческого общества, постольку искусство — творение сформировавшегося, «готового» человека. Поэтому оно не являлось, и по самой сути своей не могло являться, фактором или стимулом, пособником биологической эволюции людей. Из этого следует, что все концепции искусства, подобные фрейдистским или юнгианским, объявляющие природу искусства биологической, с исторической точки зрения оказываются несостоятельными.

Искусство — не творение природы, не одно из естественных ее проявлений, а продукт, порождаемый общественными условиями.

Искусство социально по самой своей сущности. Оно возникает тогда, когда появляется социальный организм. Его возникновение и его особенности связаны с социальными истоками.

Искусство, появившееся у «готового» человека, воплощало его степень развития, его отношение к миру, достигнутую им ступень освоения действительности. Иными словами, искусство рождается соответствующим тому высокому уровню развития человека, который был характерен для homo sapiens'a.

Искусство, поскольку оно возникло в верхнем палеолите и не существовало раньше, было, очевидно, порождено теми условиями, которые сформировались именно в эту эпоху, и не могло быть вызвано к жизни условиями, характерными лишь для предшествующих эпох.

Искусство было создано первобытным обществом, которое обладает рядом вполне конкретных черт, и поэтому вполне логично искать объяснения природы искусства в жизни, целях, задачах, проблемах, характерных для людей того времени.

Наконец, в верхнем палеолите было не вообще, человеческое общество, а именно общество только что возникшее. Поэтому грань, отделяющая человеческое общество от «нечеловеческого», была еще зыбкой, видимо, исторически не раз переступалась, что и создавало жизненную необходимость отодвинуться от этой грани как можно дальше посредством укрепления вновь создавшегося социального образования.

Без этих выводов, прямо вытекающих из теории «двух скачков», очевидно, нельзя обойтись при рассмотрении причин возникновения искусства. Во всяком случае, они позволяют уточнить район наших поисков и даже недвусмысленно говорят об органической связи искусства с новыми, социальными потребностями общества и новыми формами его жизни.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz