Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Человеческая «мерка»

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Человеческая «мерка»

Обладая способностью «производить по меркам любого вида», человек тем не менее всюду утверждает свою мерку. В искусстве это проявляется прежде всего и главным образом в утверждении человека, и не всякого, а человека, наилучшим и наиболее полным образом воплощающего представление родового коллектива о «человеческом», социальном совершенстве. Иначе говоря, человек сохранялся, воплощался искусством на уровне идеала. Однако необходимо иметь в виду следующий существенный момент. Сделанному только что выводу, казалось бы, противоречит то обстоятельство, что в первобытном искусстве в большинстве случаев воплощался образ зверя, а в орнаментах или в украшениях орудий труда, одежды, тела человек прямо не отражался. Хотя это и так, наш вывод этим ни в коей мере не перечеркивается.

Во-первых, изображения людей, несомненно, были: вначале это просто отпечатки человеческих рук на мягкой глине; контуры людей можно обнаружить и в причудливых сочетаниях линий «макарон»; стремления воплотить облик человека прямо проявлялись в женских статуэтках и т. д.

Во-вторых, человек себя — а особенно свою новую, «человеческую» сущность — мог лучше всего увидеть в продукте своего труда. «...Именно в переработке предметного мира человек впервые... утверждает себя как родовое существо, — писал К. Маркс. — ...Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире». Зверь был для людей эпохи верхнего палеолита основным средством к существованию. Добывая зверя, человек обнаруживал и совершенствовал качества, которые составляли его сущность. Можно сказать поэтому, что зверь как объект деятельности человека был как бы зеркалом, в котором человек мог наблюдать самого себя, свою силу, ловкость, умение, превосходство, свою радость, надежду, восхищение, свое ощущение красоты, социального единства и т. п. Ведь все эти человеческие проявления были связаны с охотничьей формой производственной деятельности.

Кроме того, мировоззрение неоантропа, по существу, уравнивало человека и животных, ибо они, с его тотемической точки зрения, отличались только внешним видом, а в своих важнейших проявлениях были тождественны. (О тотемизме речь пойдет дальше.)

Значит, первобытное искусство, при всем только что отмеченном своеобразии своей сюжетики, было способно сохранять человеческую жизнедеятельность. Но на первых порах это делалось не столько через прямое утверждение человека, сколько через воплощение его предметной деятельности, воспроизведение богатства его отношений к миру, демонстрацию его творческих способностей. Иначе говоря, человек увековечивал в искусстве не внешний облик, не свои природные особенности, а прежде всего свою общественную сущность, свои социальные проявления.

Необходимость передать вновь родившуюся жизнедеятельность, духовный и чувственный мир человека верхнего палеолита предопределила формирование как основных особенностей художественного творчества, так и искусства в целом.

Искусство возникло по необходимости, а не в силу счастливого случайного стечения обстоятельств. Та есть не изменившиеся способы изображения привели к возникновению искусства, а общественная потребность для своей реализации воспользовалась теми средствами, которые были у общества в то время.

Из этого следует и еще один важный, на наш взгляд, вывод: возникновение искусства было таким этапом в развитии общества, которого оно не могло миновать. Искусство с необходимостью появилось как средство сохранения и передачи нужной обществу жизнедеятельности. Здесь мы готовы поддержать даже такие далеко идущие обобщения Э. Гроссе, в которых он, признавая большую роль искусства в «закреплении и расширении общественной связи», указывал на искусство как на «одно из самых действенных средств в борьбе за существование».

Конечно, не нужно противопоставлять искусство практическим средствам защиты общественных достижений и прогрессивно развивающемуся практическому сознанию, о которых мы уже говорили. Но совершенно бесспорно, что без искусства общество никогда бы не смогло сохраниться и развиваться именно как человеческое общество. Вновь родившийся духовный мир, человеческие чувства, новые виды реагирования на явления действительности — короче, вся общественная жизнедеятельность увековечивалась благодаря искусству. И в этом — не побоимся громкой фразы — его величайшая историческая миссия.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz