Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Зритель или участник?

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Зритель или участник?

Аналогичных примеров можно привести немало. Их психологическое объяснение не представляет сложности. Эмоции, чувства человека заразительны по своей природе, особенно тогда, когда вызывающие их объекты интересны для человека, затрагивают его потребности, касаются его целей, устремлений и идеалов. В этих случаях воображение, фантазия переносят человека из стационарного обыденного состояния в то, которое для него или практически интересно, или ново, или позволяет ему реализовать себя как свой идеал человека, или приносит ему наслаждение и т. п. И поскольку, как показали исследования Мейнонга, Витасека, Выготского, даже наши фантастические и нереальные переживания протекают на совершенно реальной эмоциональной основе, то во всех названных нами случаях реакция воспринимающего из иллюзорной, воображаемой сферы переходит в сферу действительности. Возникает естественная подстановка меня (воспринимающего) под него (передающего). В условиях же, когда и наука, и искусство, и педагогика (наущение) обладают определенным общественным авторитетом, у воспринимающего еще до момента получения какой-то конкретной информации уже существует установка на ее приобретение, которая эффект уподобления делает еще более вероятным.

Сам процесс уподобления чрезвычайно сложен, и не место здесь, в книге по теории и истории искусства, излагать психологическую проблему. Но все же уместно будет оттенить, что художественное уподобление отлично от тех разновидностей уподобления, которые мы привели выше. Это отличие — ив степени глубины, и в степени эмоциональной насыщенности, и в универсальности, и в направленности, и в особом характере осуществления. В искусстве происходит одновременно и восприятие информации, и нахождение ее в своей «рациональной» и «чувственной» памяти, обнаружение в себе таких мыслей, чувств, побуждений, которые до этого момента не были явны самому воспринимающему. Уподобление чему-то внешнему (или аналогия состояния) в художественном восприятии — лишь один из моментов. Подлинная же его сущность — в сопереживании, перерастающем в переживание, в совпадении чувств, когда чьи-то мысли, состояния становятся «моими» чувствами, мыслями, состояниями, чья-то жизнь превращается в «мою». То, что во всех перечисленных случаях было лишь сопутствующей стороной восприятия или общения, здесь превращается во всеохватывающую и полную форму передачи жизнедеятельности.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz