Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. Общественные функции искусства

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок

Общественные функции искусства

К. Бюхер, считавший художественно-творческую деятельность присущей всем без исключения дикарям, утверждал, что в ней происходит «длительное единение творцы и творения», которое рождает «известное чувство культуры дикаря», дает «радость творчества», создает, «в противовес тягости работы», ту «творческую потребность, удовлетворение которой уже является истым наслаждением для человека». Он же говорит о том, что музыка и танец служат возбудителем нужных обществу коллективных эмоций. Он приводит свидетельство Казалиса о племени баосутов, которое пением сопровождало большую часть своих упражнений. «Когда войска во время похода против неприятеля проходят через свою деревеньку, они останавливаются у хижин лиц, отличившихся особою храбростью, и танцуют воинственный танец. Это есть воззвание к воинскому духу того, кого так почтили... Обычно танец кончается тем, что хозяин хижины бросается в полном вооружении в середину беснующегося хоровода и размахивает пикой так, как будто он уже находится на поле сражения. Дикое «ура» раздается со всех сторон; потом наступает глубокая тишина: линии снова выстраиваются, и войско трогается в путь под груотную, скучную песню». Искусство служит средством выделения общественной значимости тех или иных событий. Так, у андаманцев пляска совершается при каждом важном событии в их жизни: после удачной охоты, при печальных или торжественных церемониях, при посещении друзей и т. п. Подобное же можно встретить у индейцев Северной Америки, у бушменов, у северных народов Азии и др. К. Бюхер приводит многочисленные примеры того, как ритм, характерный для искусства, служит дисциплинирующим, организующим, целенаправляющим средством в труде древних людей, а также в их повседневных буднях. Ритм подчиняет отдельные усилия отдельных индивидуумов общей программе, организует разрозненных людей в единые, монолитные коллективы. Для них коллективная воля становится определяющей, и благодаря ритму они подчиняются этой воле словно бы по собственному побуждению. Подобную же функцию выполняет танец. «Одушевление танца заставляет отдельных индивидуумов сливаться в единое существо, проникнутое и потрясенное одним и тем же чувством: во время исполнения участники танца находятся в состоянии полного социального общения... Именно в этом объединяющем действии и лежит социальное значение первобытного танца».
А. Спиркин говорит об огромном воспитательном значении искусства, посредством которого старшие поколения наставляют младшие. «Первоначальная, еще стихийная общественная нужда в воспитательном воздействии старого, умудренного опытом поколения на молодое, потребность сформировать необходимые для жизни коллектива навыки и взгляды на вещи, вдохновить людей на трудовые подвиги, особенно на те, которые связаны с опасностью (например, охота на крупных животных), явилась, по-видимому, одним из существенных стимулов возникновения искусства...».

Искусство порождено общественной необходимостью
Новый социальный мир
Уровни жизнедеятельности
Человеческая «мерка»
Танец у костра
Танец воспламеняет
Песня, воспламеняющая сердца
Закон художественного уподобления
Зритель или участник?
Закон художественного уподобления в коллективном творчестве
Почему возможно уподобление?
«Воспламенить другую душу»
Истоки уподобления
Минимум средств, максимум информации
Обеспечение эффекта уподобления
Характер уподобления
Способность к художественному восприятию
Передача информации с помощью художественных образов

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz