Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Вопрос о природе чувств животных

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Вопрос о природе чувств животных

Очевидно, вопрос об эстетическом чувстве у животных нельзя изолировать от вопроса о природе их чувств вообще. А. Нуйкин рассуждает так: «Разум, мышление человека не менее социальны, чем эстетические чувства; но никто сейчас не рискнет всерьез отрицать наличие у животных элементов разума, способности к логическим операциям. Ну, а если мышление человека мы не можем отгородить стеной от сознания животных, то на каком основании нужно делать это по отношению к чувствам?». На основании этой «убийственной» аналогии даже низкоорганизованным видам животных оказываются доступны «удовольствие и страдание, радость и горе, подозрительность и доверчивость, гнев и благодушие, сострадание и мстительность, торжество и отчаяние...». Что касается собак, то они обладают чувствами ревности, верности, любви, а «человекообразные обезьяны инстинкта. Профессор А. Д. Некрасов обобщает выводы многих ученых в том смысле, что «признаки щегольства (сюда же вполне могут быть отнесены и пение и более яркий, бросающегося в глаза наряд) влияют на самку... физиологически, вызывая у нее более раннее созревание половых продуктов, более деятельную овуляцию и ведут к синхронизму мужских и женских ритмов». Более яркая окраска, «красивая осанка» и другие «эстетические» признаки оказываются показателями жизнеспособности, здоровья данных особей. Больные животные, как правило, лишены этих отличительных качеств. «Танец» пчелы ничего общего не имеет с эстетическим чувством: при помощи его передается членам пчелиной семьи сообщение о направлении, в котором находится медоносный источник, о расстоянии до него. Идеально овальная форма ласточкина гнезда объясняется инстинктивным приспособлением к среде: потоки воздуха, порывы ветра «не цепляются» за гнездо, огибают его, и гнездо не оказывается сорванным с кручи.

Но как же быть с роскошным хвостом павлина или длинными нижними перьями фазана? Ведь они-то как раз очень мешают птицам, так в чем же тут проявилась приспособляемость к среде? Однако здесь мы тоже имеем дело с приспособлением к среде, но иного порядка.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz