Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Чувства и социальная практика людей

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Чувства и социальная практика людей

Для формирования эстетических чувств решающее значение приобретают социальная практика людей, духовные факторы. Достаточно привести такой, правда, поздний, относящийся к нашему веку пример. О. В. Скороходова с малых лет слепоглухонемая. Стало быть, она имела весьма ограниченную природную основу для чувственного восприятия мира, а тем более для восприятия эстетического, требующего особенно высокого развития зрения, слуха и речи. Однако направленное воспитание дало блестящие результаты, и О. В. Скороходовой не только раскрылась красота мира, но сама она стала созидательницей красоты — ей принадлежит немало художественных произведений.

Вот почему образование пяти внешних человеческих чувств К. Маркс связывал не с природной эволюцией, а называл «работой всей до сих пор протекшей всемирной истории». И это не случайно, так как «глаз стал человеческим глазом» в той мере и постольку, поскольку «его объект стал общественным, человеческим объектом». «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы».

Для нас в этой краеугольной мысли К. Маркса особенно важным оказывается следующее: развитие человека с необходимостью приводило к развитию чувств, и по мере социального (у К. Маркса — «человеческого») созревания людей их чувства претерпевали соответствующее изменение, становились общественными, духовными, способными постичь вновь возникшую социальную природу. Ухо стало способным не только отличать звуки по их высоте и силе, по их принадлежности тому или иному источнику — животному или природному явлению; уху оказалась доступна музыка — звуковыми образами передаваемая повесть о любви и счастье человека, о его мечте и надежде, о его борьбе и торжестве. Глаз не только мог уже отделить один цвет от другого, отличить камень от древесного плода, ближний предмет от дальнего, гладкую поверхность скалы от бугристой, — он научился в изгибах волнистой линии видеть живого бизона или оленя, в человеческих лицах — красоту.

Все это стало возможно потому, что мир, преобразуемый трудом человека, духовно им осваиваемый, стал «человеческим», а развивавшиеся, усложнившиеся и изменившие свой характер чувства человека смогли поведать о нем, сделать этот мир доступным людям. Это тоже не прошло мимо внимания К. Маркса. «...Человеческое чувство, человечность чувств, — возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе», — отмечал он.

И здесь мы можем вернуться к вопросам, поставленным в начале настоящей главы.

Созданный в ходе борьбы с природой, в ходе повсеместной практики новый, человеческий мир нужно было сохранить и развить, и эта потребность родила искусство. Но человеческие чувства, состояния, стремления, ожидания, отношения являются важнейшей составной частью этого мира. Кроме того, чувства, состояния и т. п. непременно сопутствовали человеческой практике, всем жизненным проявлениям человека, именно они были универсальным определителем видов взаимодействия людей с окружающей действительностью. Стало быть, вполне естественно, что человеческий мир и мог ожить в человеческих чувствах.

К. Д. Ушинский очень точно отметил: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz