Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Эстетическое и закон уподобления

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Эстетическое и закон уподобления

И все же, как ни была бы велика роль эстетического, этим дело далеко не обходится!

В предыдущей главе мы уже говорили о законе художественного уподобления, который позволяет искусству осуществлять его функцию сохранения и передачи ценной для общества жизнедеятельности посредством ее воплощения в художественном произведении. Но мы не объяснили, да и не могли тогда объяснить, как же воспринимающий попадает в состояние, адекватное состоянию передающего. Оказывается, эстетическое имеет к этому самое непосредственное касательство.

Действительно, мы можем погрузиться в состояние, аналогичное передаваемому в художественном произведении, или испытывать то же, что и все другие люди в акте коллективного художественного творчества лишь тогда, когда мы будем реагировать на воспроизводимую ситуацию, мысль или чувство, как на действительно существующие и затрагивающие нашу реальную жизнедеятельность. И в то же время по форме переживание, эмоциональные проявления, поведение должны быть иллюзорными, воображаемыми, идеальными. Австралиец, исполняющий «Танец кенгуру», чувствует себя в мире реальных вещей, но он переживает свое отношение к ним эстетически-созерцательно, представления, лежащие в основе его телодвижений, — воображаемые, духовные по своей природе.

Известно, что наши чувства возбуждаются тем в большей степени и наша мысль работает тем интенсивнее, чем более жизненно важное событие их вызывает. Значимость, ценность при этом оказываются главными определителями. Эстетическое отношение позволяет справиться с этой задачей отбора, выделив явления и события, обладающие не только узкопрактической, материальной значимостью, но и более широкой — духовной, социальной.

По довольно известной в настоящее время теории советского психолога П. В. Симонова, эмоции излишни для вполне информированной системы. Иными словами, хорошо знакомая нам ситуация, привычные встречи, отношения, разговоры, события не вызывают волнения, заставляют наши чувства дремать, бездействовать. Человек, одной и той же дорогой ходящий на работу, выполняющий постоянно одни и те же поручения, имеющий строго определенный круг знакомств и привязанностей, почти не расходует энергии своих чувств. Но стоит в его привычном круговороте появиться чему-то неординарному, новому, поразительному, как эмоциональный всплеск окажется близким к штормовому.

Чтобы мы эмоционально реагировали на передаваемую произведением искусства информацию как на жизненно реальную, необходимо, чтобы мы получали эту информацию не целиком в готовом виде, так сказать «на блюдечке с голубой каемочкой». Для этого, по П. В. Симонову, система, а в нашем случае произведение искусства должно обладать известным дефицитом этой информации, поэтому и содержание его мы словно открываем самостоятельно. В то же время искусство приобщает отдельного человека к общественному взгляду на действительность, к общественному ее мироощущению.

Это значит, что понимание и оценка жизни должны быть, возможно, более полно и точно донесены посредством искусства, но — ив этом все дело — в такой форме, чтобы воспринимающий как бы сам дошел до них и принял их как свои собственные.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz