Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Эстетическое и художественное

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Эстетическое и художественное

Эстетическое отношение, являющееся социальным отношением, раскрывает, как уже не раз говорилось здесь, особого рода ценность вещей и явлений для жизни общества. В этом смысле оно вполне может быть общезначимым. Но эта общезначимая ценность воспринимается, ощущается, постигается человеком всегда сугубо индивидуально, как ценность для него самого, проявляющаяся по отношению к его, данного человека, жизнедеятельности. Искусство же всегда воспроизводит общественно необходимое и потому общезначимое. В связи с этим эстетические представления, ощущения, переживания индивида должны прийти в соответствие с общественно необходимыми. Чтобы это осуществилось, они должны «достраиваться», «дотягиваться» до общественно необходимых — разумеется, в той лишь мере, в какой намечается совпадение оценки личностью и обществом отраженного в этих представлениях. В эпоху верхнего палеолита, когда еще не произошло вычленения личности (индивидуальности) из общества, у отдельного человека, очевидно, не было ценностей, сколько-нибудь существенно отличающихся от коллективных по своему характеру и качеству. Но и здесь индивиду приходилось «дотягиваться» до общественной меры и в период социально-возрастного созревания и во всех тех жизненных ситуациях, когда ему свои желания, свое отношение к происходящему приходилось подчинять общественным оценкам и представлениям.

Отмеченная особенность формирования ценностных отношений и оценок человека сказывается и на природе искусства, приводит к тому, что художественные образы строятся по принципу «открытых моделей», то есть таких, в которых часть информации передается непосредственно в материале, а часть подразумевается, и она «додумывается», «достраивается» воспринимающим. Эта особенность искусства ни в коей мере не свидетельствует об относительности, неполноте, искажениях в воспроизведении действительности. Опускаемое, не высказываемое художником так программируется в художественном образе, что в принципе может быть полностью восстановлено и на самом деле восстанавливается воспринимающим, но уже путем как бы самостоятельного приобщения к ценностям общества.

Поскольку, как уже было установлено, передаваемая искусством информация была общественно важной, естественно, что общество заботилось о том, чтобы люди охотно стремились ее получить, более того — испытывали потребность в ней. Но приобщение к искусству, как и освоение его содержания, — акт глубоко индивидуальный, личный. Совместить эти два плана — общественный и индивидуальный — можно посредством эстетического чувства: личного — по характеру переживания и социального — по своей природе и содержанию. Потребность в искусстве вызывается не только тем, что воспроизводимая в нем действительность актуальна, но и тем, что постижение художественного произведения или участие в его создании приносит людям наслаждение.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz