Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Эстетическая специфика искусства

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Эстетическая специфика искусства

Как было выяснено раньше, посредством искусства человек сохранял и передавал свою жизнедеятельность. Так что же делало произведение человеческих рук в одном случае вещью, удовлетворяющей непосредственную материальную потребность (в пище или тепле, например), а в другом — вещью, непригодной ни для охоты, ни для утоления жажды, но способной обессмертить конкретную жизнедеятельность человека? Иначе говоря, мы снова оказываемся отброшенными к прежним рубежам: в чем же особый статус произведений искусства? И, стараясь решить этот вопрос, мы вновь постараемся увидеть ответ в эстетической специфике искусства. Значит, вновь дойдет до того, что мы спросим: необходима для возникновения искусства эстетическая основа или нет? Таким образом, круг замыкается.

Но, может быть, нас подвел формально-логический путь, которым мы только что шли? Не лучше ли вновь обратиться к реальной истории: что она нам подскажет?

Начнем с самого очевидного. Человек приспосабливает природу к своим потребностям и целям посредством труда и в той мере и настолько, насколько позволяет это сделать данный уровень развития производительных сил и производственных отношений. Для того чтобы эффективней воздействовать на природу, ее нужно было знать: знать повадки зверей, законы их кочевий, знать полезные и вредные травы, особенности миграции рыб и т. д. То есть сама практика толкала человека к постижению и использованию объективных законов природы или — введем здесь необходимый нам в дальнейшем термин — к познанию мира как такового.

Вместе с тем до появления абстрактного мышления человек не мог отделить себя от природы в сознании. А до тех пор пока практика была недостаточно развита, пока степень прямой зависимости людей от природы оставалась значительной, они не могли выделиться из нее посредством деятельности: природа ими определялась как «продолжение» человека, а человек — как одна из разновидностей единообразного природного царства (об этом речь еще пойдет).

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz