Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Путь образования эстетических ценностей

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Путь образования эстетических ценностей

Нередко у древних людей утилитарные достоинства служат «признаками» красоты. Сильный, ловкий, физически развитый, здоровый мужчина оказывается и наиболее привлекательным эстетически. Ч. Дарвин рассказывает, как обрадовался один рослый огнеземелец, когда на него обратили внимание посторонние. «Когда его поставили спина к спине с самым высоким из экипажа нашей шлюпки, он всячески старался забраться на более высокое место и привстать на цыпочки. Он раскрывал рот, чтобы показать свои зубы, поворачивал голову, чтобы показать себя в профиль, и все это проделывал с такой готовностью, что я уверен, он считал себя первым красавцем на Огненной Земле». Найденные в Лосселе, Тру. Матрите, Виллендорфе и других местах женские скульптурные изображения недвусмысленно показывают, каковы были в представлениях древнего человека атрибуты женской красоты: это массивный, мускулистый корпус, обилие жира и т. д. В других местностях не исключены, впрочем, иного рода атрибуты. Найдены палеолитические женские статуэтки, лишенные массивности и других подобных признаков. Несомненную родственность утилитарного и эстетического можно подтвердить и тем, что чистоплотность была признаком красоты у древних.

В целом уже для древнего общества характерна трансформация утилитарных ценностей в эстетические.

Путь образования эстетических ценностей в известной мере помогает нам определить и их характерные особенности на стадии зарождения. Вот в чем заключаются хотя бы некоторые из них.

Мы только что говорили о возникновении духовных (а в том числе и эстетических) ценностей в результате новых взаимоотношений нового, подлинно человеческого общества и окружающего мира. Эстетические ценности по своей природе вторичны, производны и не материальны, а духовны. Реализация этих ценностей не ведет к физическому, материальному усвоению предмета. Посредством его удовлетворяется потребность более высокого порядка, выходящая за пределы узкопрактических нужд. Объясним это подробней.

Посредством труда общество приспосабливает мир к своим целям и интересам, или, иными словами, преобразует среду обитания: лишь в той мере, в какой среда удовлетворяет потребности человека, она становится благоприятной для него. Но эта благоприятность каждый раз исчезала, как только человек переставал трудиться. Да и распространялась она не на весь мир, а была ограничена той частью действительности, которая подвергалась воздействию человека.

Разумеется, эти границы первоначально были очень узкими, так как преобразование человеком мира, по существу, только начиналось. Общество же нуждалось в благоприятности всего этого мира, а стало быть, во всеобщей гармонизации среды и самого общества. Эстетическое отношение позволило реализовать эту потребность. Оно давало возможность ощутить мир как имеющий положительное значение для человека. Причем как положительно ценная ощущалась здесь не только та часть мира, которая подверглась изменению, была освоена людьми посредством практической деятельности, но и не измененная человеком естественная действительность. Эстетическое отношение становилось средством универсального, всеобщего утверждения нового человека в действительности.

Но каким путем это могло быть достигнуто? Естественно, что не фантастическими и не мистическими средствами, а теми, которые к этому времени уже находились в распоряжении человечества.

Во-первых, эстетические ценности образуются как синтез, слияние и на этой базе — как предельное расширение утилитарных ценностей. Прекрасное становится предельным обобщением и преобразованием многих частных утилитарных положительных значений: полезный, прочный, хороший, нужный и т. п.

Во-вторых, та часть действительности, которая не преобразовывалась трудом человека и не приносила ему непосредственной пользы или вреда, приобретала абстрактную эстетическую значимость, то есть становилась ценностью вообще. Тем самым неведомый мир переставал быть чуждым и опасным, а человек как бы простирал господство и на эти неосвоенные сферы.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz