Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Особенности эстетического восприятия

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Особенности эстетического восприятия

Можно предположить не без большой доли вероятности, что эстетическое первоначально возникает только в своей положительной разновидности, то есть как прекрасное — прямая, непосредственная гармонизация среды. Вот почему и в дальнейшем, в каких бы разновидностях ни представало перед нами эстетическое — в комическом ли, в трагическом или в безобразном, — оно всегда было преодолением неблагоприятности, враждебности человеку того или иного явления. Эстетически безобразное — это преодоление безобразного, сигнал о его вредоносности и снятие ее отрицательной силы. Естественно, что в обществе, разделенном на классы, не может быть всеобщего прекрасного или всеобщего благоприятного. Но и там какая-то социальная группа (а именно прогрессивная) выступает как представитель всего общества, а через него и человечества. В рассматриваемый же период общество было социально однородным, и эстетическая значимость не раздваивалась, была единой.

Таким образом, эстетическое оказывалось не только более широким по сравнению с утилитарным значением, но и всегда по самой своей сущности значением, однопланово направленным на снятие неблагоприятной среды. И в этом его общественно защитительная функция.

Вторичность и производность эстетического приводит к тому, что его связь с действительностью, какую бы форму она ни имела, не может быть неопосредованной. Это опосредование осуществляется самыми различными общественными явлениями: социальными отношениями, предшествующим опытом, воспитанием, сложившимся языком эстетических значений, а в более развитом обществе — классовыми интересами, национальными традициями, особенностями и т. п. Иными словами, предмет или явление приобретает то или иное значение для общества не только (а часто и не столько) благодаря своим реальным свойствам; содержание значения будет зависеть и от опосредующих влияний.

Подобного рода опосредования сказываются и на формировании эстетических значений: уже у людей каменного века, например, понятие красоты человеческого лица складывалось не столько из реального опыта, сколько из рудиментов ранее существовавших канонов, происхождение которых в большинстве случаев оказывалось неизвестным тем более поздним поколениям, которые эти каноны применяли.

Этот сложный путь мог приводить и к несоответствию между утилитарным и эстетическим значением, а стало быть, к отрыву эстетического значения от жизни, от реальности. Этнографы приводят немало примеров, подтверждающих это. Вспомним прически мужчин-папуасов или громоздкие украшения, затрудняющие движения, мешающие работать. У ряда африканских племен существовал обычай выбивать один из зубов-резцов, что было, по их понятиям, красивым, но ухудшало пережевывание пищи.

Так появилась возможность для образования мнимых эстетических ценностей, которая особенно широко стала перерастать в действительность, когда началось социальное расслоение общества и появились эксплуататорские классы. Но как развивалась эта тенденция, так развивалась и другая, а именно: преобразование мира в труде, общественная практика народа исправляла ложные эстетические значения и устанавливала их в зависимости от того реального положения, которое предметы и явления занимали в жизни людей.

Сказанное выше можно обобщить следующим образом: эстетическое формируется как ценностное отношение особого рода, вытекающее из утилитарного ценностного отношения, ко не сводящееся к нему. Посредством эстетического отношения осуществляется универсальная и всеобщая гармонизация среды и самого общества. Поэтому эстетическое отношение знаменует новый уровень взаимодействия человека и мира.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz