Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Воспринимают ли животные красоту?

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Диалектический процесс взаимодействия между искусством и обществом

Воспринимают ли животные красоту?

Характеризуя новые особенности, присущие человеку и обществу верхнего палеолита, мы показывали, какие черты были присущи в эту эпоху субъекту эстетического отношения. Здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что этот субъект сложился на определенном, качественно новом этапе человеческой истории. Но как бы относительно высок ни был верхний палеолит, общество его времени, очевидно, еще не достигло такой стадии, чтобы полно и отчетливо вычленить и осознать (в том числе и в форме понятий) значение вновь возникшего эстетического отношения. Эстетическое отношение существовало как определенное психологическое состояние — на уровне чувств.

Иначе говоря, одновременно с формированием эстетического отношения как необходимого и объективного ценностного отношения особого рода формируется эстетическое чувство. И формируется тоже как чувство особого рода, как определенный социальный продукт.

Но здесь-то мы и сталкиваемся с весьма загадочным явлением, которое можно было бы назвать всеобщностью эстетического чувства. Ибо это чувство легко «обнаруживается» у всего живого: животных, птиц, рыб и даже... растений! Приведем существующие подтверждения этого.

Славится своей красотой, мелодичностью пение соловья. Но ведь соловей поет не для людей, а для соловьихи, «стараясь» произвести на нее «впечатление». А раз так, то значит она способна «воспринять красоту» его пения и откликнуться на нее, «взволноваться», поддаться обаянию», то есть «эстетически прореагировать».

Ласточка вьет гнездо идеально овальной формы, необычайно симметричное и гармоничное.

Пчелы исполняют «танцы», которые с интересом смотрят их «соплеменники».

Алма-атинский энтомолог П. И. Мариковский обнаружил, что муравьи затаскивают к себе в гнезда не нужные им блестящие, «красивые» останки жуков. Стоит разбросать среди муравьев мелкий цветной бисер, как его моментально начинают тащить «на украшение» дома.

Гнезда колибри и «увеселительные беседки» Беседновой птицы искусно убираются ярко окрашенными предметами, что, несомненно, доставляет их жителям удовольствие.

Совместное плавание и синхронные движения «полюбивших» друг друга лебедей подобны балетному номеру.

Может быть, красота позволяет лучше приспосабливаться к среде? Но длинные красочные нижние перья фазана мешают ему летать. Роскошный хвост павлина не позволяет ему успешно убегать от хищников. Яркие брачные наряды птиц и рыб демаскируют их.

Здесь, возможно, мы сталкиваемся с проявлением определенной биологической необходимости. Природа сама, неведомо для живого существа, делает его красивым. Однако известны и такие факты. Некоторые южноафриканские птицы «специально» выщипывают треугольником перья на своем хвосте -— по-видимому, чтобы казаться более привлекательными. Американские психологи В. Детьер и Э. Стеллар приводят данные, подтверждаемые экспериментами и наблюдениями, что зяблик, воспитываемый изолированно от своего вида, поет более простые песни, чем птицы, выращенные со взрослыми особями, и, как правило, способен исполнять только незаконченную песню. Видимо, роль опыта, «коллективное общение», воспитание старшими младших приобретает большое значение для подготовки «певца».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz