Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. Мифология

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок

Мифология

Мифология, которая, по мысли К. Маркса, предваряет античное искусство, является одной из разновидностей духовного «очеловечивания» действительности. Мифологической переработке мира доступны не только могучие, не подвластные человеку силы природы, вроде извержения вулкана или наводнения, эта переработка практически захватывает любые явления и предметы, приобретшие какую-либо общественную значимость. Исследователь австралийских аборигенов профессор Сиднейского университета А. Элькин пишет, что у них сюжетами мифологии могут быть продукты питания и обрядовые предметы (красная охра, перламутровые раковины, чуринга), значительные явления природы (луна, солнце, дождь, наводнение, ветер и огонь) и даже насекомые и птицы, играющие некоторую роль в общественной жизни либо потому, что они непосредственно связаны с человеком (москиты), либо в качестве представителей естественных явлений (в Центральной Австралии зуек с отростками на крыльях принимает участие в ритуале как предвестник дождя). В мифах фигурируют предметы материальной культуры (топоры, сети и т. д.), общественные установления и, наконец, такие явления особого порядка, имеющие большое значение для племени, как происхождение, рождение и смерть человека». При этом А. Элькин особо подчеркивает, что «темой мифа может стать не любое явление, а только то, которое оказывает на общество определенное воздействие — хорошее или дурное», ибо «мифология отражает значение для человеческого общества различных животных, растений, естественных явлений и событий, а также общественных установлений».
Таким образом, в материальном ли процессе преобразования природы, в мифологии ли или в других видах духовной переработки мира реальные предметы втягиваются в систему ценностных отношений, проявляют себя как благо или зло для общества, вообще оказываются теснейшим образом с ним связанными. Объективные свойства реальных предметов и общественных явлений приобретают в рамках «очеловеченной» природы свое новое определение, проявляющееся через значения для общества: они не просто имеют такую-то длину, вес, объем, цвет, скорость, а если речь идет о живом — то какие-то повадки, инстинкты; они — то есть и цвет, и скорость, и повадки, инстинкты — хорошие или плохие, приятные или неприятные, красивые или некрасивые; они — ценности.
Чтобы подвести итоги, еще раз обратимся к словам К. Маркса. «...По мере того как предметная действительность повсюду в обществе становится для человека действительностью человеческих сущностных сил, человеческой действительностью и, следовательно, действительностью его собственных сущностных сил, все предметы становятся для него опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности, его предметами, а это значит, что предмет становится им самим».
Из этого следует, что в «очеловеченной» природе возникает возможность проявления человека через предмет, становящийся его эквивалентом, средством, раскрывающим его особенности, его сущностные силы.

Тотемическая пляска
Стремление следовать натуре
Что же воплощается в искусстве?
Статус наиболее ценных объектов
Что становилось предметом искусства
Процесс зарождения художественного образа
Не только воплотить, но и передать.
Воспроизвести — значит познать
Зверь и человек
Предметность жизнедеятельности

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz