Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Отражение и выражение

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Генезис искусства

Отражение и выражение

Но если отбросить эти исключения, то всеобщность и однотипность человеческих чувств и состояний в первобытном обществе давали возможность по одному из моментов переживания, по воспроизведению вызывающего их источника или знака-сигнала восстановить его целиком и сделать всеобщим. И чувства или состояния могли проявляться здесь как только что рожденные, а потому особенно волнующие и интенсивные.

Таким образом, в произведении искусства осуществлялся обществом отбор не только наиболее значимых событии, явлений — объектов художественного отображения, но и наиболее значимых чувств, мыслей, состояний. А художественный образ вследствие этого представлял собой единство отражения и выражения, то есть в нем воплощались или «пунктирно» намечались по своим характерным признакам как предметы и явления объективного мира, так и вызываемые ими, соответствующие им человеческие состояния. Стоило какому-либо событию взволновать новогвинейца или бушмена, как они начинали петь; причем в импровизированном тексте излагался поразивший автора и исполнителя случай, а голос, интонация, мелодия и ритм сообщали об охватившем его волнении. Броун рассказывает об австралийцах, что «они начинают свое пение громко и резко и понижают затем голос до пианиссимо. Впрочем, их разговор переходит во всех торжественных случаях в речитативное пение, и всякое сколько-нибудь сильное ощущение, кажется, побуждает их к пению».

О том, что танцы медведя, оленя или другого животного воспроизводят их движения и одновременно выражают человеческое отношение, то или иное чувство, особо говорить не приходится. Ведь само животное-тотем (а именно тотемическая пляска была уже собственно искусством, как мы отмечали выше, ссылаясь на исследования А. Д. Авдеева) было «очеловечено», то есть говорило языком мыслей и чувств первобытных людей, выражало их потребности, обслуживало их интересы.

Но выразительными были и произведения пластического, а также изобразительного искусства. Виллендорфская или костенкская Венера была, безусловно, изображением женщины, о чем свидетельствуют тщательно вылепленные бедра, грудь, плечи, торс. В этом изображении человек воплощал, выражал свое преклонение перед родоначальницей, свое восхищение перед женщиной-матерью, он славил ее жизненосящее тело, сулившее постоянное возобновление человеческого рода, вечное обновление.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz