Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Единство изображения и выражения

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Генезис искусства

Единство изображения и выражения

Мы приводили уже слова Г. Кюна о разнице в характере наскальной живописи ориньякской и мадленской эпох: в них выражалось разное отношение разных поколений людей к звериному царству, разная степень господства над ним, разная степень жизнеутверждения.

Академик А. П. Окладников дает такое описание головы оленьей самки на Втором Каменном острове реки Ангары:

«В то время как от массы фигур лосей, явно изображающих самцов, исходит ощущение грубой, тяжеловесной силы, эта голова обрисована с какой-то неожиданной и поистине удивительной нежностью, тепло и мягко. Этот изящный и вместе с тем четкий профильный рисунок удачно передает женственную грацию и своеобразную красоту хрупкого, пугливого животного, которая так близка, так хорошо известна и понятна каждому, кто вдумчиво и чутко наблюдал сам жизнь первобытного леса. Единственный глаз этой «лесной мадонны», кажется, смотрит на пришельца с такой же задумчивой грустью и страхом, как глубокие темные глаза живой лани!». Правда, А. П. Окладников приводит этот пример для доказательства того, что древний мастер мог передать «не только формы тела животного, но и нечто большее — звериную душу и настроение». Не станем оспаривать правомочность такого толкования. Но нам все же представляется, что здесь художник дал тончайшее «очеловечивание», «одухотворение» натуры, передал ощущения женственности, нежности, тепла, свойственные человеческому сердцу.

Но и то и другое толкования не меняют общего вывода, вытекающего из всех выше рассмотренных случаев, а именно: художественный образ есть единство изображения и выражения; он передает жизненное событие, реальный предмет и одновременно выражает человеческое к нему отношение, воспроизводит человеческую духовно-чувственную реакцию. В зависимости от стоящей перед художником задачи, в зависимости от возможностей избираемой им формы воплощения (в том числе от вида искусства) соотношение между изобразительными и выразительными сторонами художественного образа бывает неодинаковым. Музыка (если отделить ее от поэзии, от песенного текста) почти не дает возможности проявиться изображению объекта. Живопись, особенно контурная, наскальная, весьма ограничена в средствах выражения чувств, их приходится выявлять посредством особой художественной интерпретации самой фигуры зверя, о чем у нас речь пойдет дальше. Но оба эти момента — изобразительный и выразительный — неизменно входят в художественные образы, создаваемые древними людьми.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz