Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Было ли образное письмо искусством?

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение художественного образа

Было ли образное письмо искусством?

В первобытном обществе существовал не единственный способ сохранить сведения или рассказать о имеющих то или иное значение вещах. Одним из наиболее распространенных и известных способов было рисуночное, или образное, или пиктографическое письмо. Случается, его отождествляют с произведениями искусства. Подчас подобные взгляды приписывают даже авторитетным и известным путешественникам вроде Н. Н. Миклухо-Маклая. Но на самом деле это не так. Н. Н. Миклухо-Маклай отлично это видел. Он четко различал орнамент в собственном смысле слова и орнамент, скульптуру, рисунки, стоящие в связи с суевериями, от образного письма.

Что такое образное письмо? Для наглядности приведем несколько примеров. Д. Теннер в одном из своих скитаний с индейцами по Северной Америке увидел воткнутую в песок палочку, к которой был прикреплен кусочек бересты. На ней были нацарапаны гремучая змея и нож. «Рукоятка ножа прикасалась к змее, а острие вонзалось в медведя, голова которого свешивалась вниз. Рядом с гремучей змеей была нацарапана самка бобра, и один из ее сосков соприкасался со змеей». Д. Теннер не только понял, что это письмо-картина адресовано ему, но и без труда выяснил его смысл. Он был такой: Ва-ме-гон-э-быо, тотемом которого была ши-ши-гвах (гремучая змея), убил человека с тотемом медведя (мук-квах). Убийцей мог быть только Ва-ме-гон-э-бью, так как на рисунке явно указывалось, что его мать происходит из рода, тотемом которого был бобер... «Среди нас было мало людей из рода с тотемом медведя, — рассказывает Д. Теннер, — поэтому я не сомневался в том, что жертвой оказался молодой человек по имени Ке-цха-цхунс. Свешивающаяся голова медведя свидетельствовала о том, что он был убит, а не ранен». В целом же это сообщение было знаком и предупреждения, так как Теннер принадлежал к роду убийцы, и ему нужно было опасаться мести.

Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывает, что у папуасов он сталкивался с несколькими разновидностями образного письма.

Когда он приехал на Новую Гвинею, то постоянно обращал внимание на украшения, грубые рисунки, иероглифы, изображавшие рыб, змей, солнце, звезды и др., которые встречались повсюду, в том числе и на деревьях в лесу. Это и были образные письмена. Их наносили как для сообщений, так и для памяти о событиях. Характерно, что в качестве памятки выступали и натуральные предметы: в каждой деревне можно было видеть висящие кости как напоминания о большом пире, а значит и выдающемся событии, за которым он последовал, а также скорлупы кокосовых орехов как память о более скромном пире, для которого животных не резали, или пучки сухих листьев — напоминание о посещении друга. Нижние челюсти свиней и собак, черепа рыб, разных сумчатых и т. д. вывешивались на память о различных празднествах, удачной рыбной ловле, охоте и тому подобном. Путешественник называет их настоящими календарями прожитых месяцев и годов.

Аналогичные функции выполняли и нарисованные изображения. Н. Н. Миклухо-Маклай рассказывает как в Били-Били по случаю спуска больших лодок, которые туземцы делали несколько месяцев, был устроен большой праздничный пир. Когда пир приблизился к концу, один из присутствующих молодых мужчин вскочил, схватил уголь и начал рисовать ряд примитивных фигур на толстой балке, лежащей неподалеку на площадке. Художник изобразил: две новые лодки, что стояли наполовину в воде, две зарезанные для пира свиньи, которых несли мужчины, привязав ношу к палке, шлюпку Миклухо-Маклая, отличенную большим флагом, две большие парусные лодки с архипелага Довольных людей, несколько малых пирог без парусов для обозначения присутствовавших на обеде гостей. Рисунок был расцвечен красной глиной и известкой и был создан для того, чтобы вспоминать минувший праздник.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz