Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Отождествление образного письма и искусства

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение художественного образа

Отождествление образного письма и искусства

Являются ли рисунки на бересте, сообщившие Теннеру об убийстве, или изображение пира произведениями искусства?

Отметив первоначально, что, безусловно, есть нечто их сближающее. И там и здесь воспроизводятся предметы внешнего мира, и там и здесь они имеют для человека значение, и там и здесь они жизнеподобны, конкретны, и там и здесь через них передается более общий смысл, и там и здесь они являются средством общения между людьми. Но, очевидно, на этом совпадающие моменты исчерпываются. А есть ли различия?

Э. Гроссе, решительно выступавший против отождествления образного письма и искусства, так определил водораздел между ними: искусство не преследует никакой иной цели, кроме самого себя, письмо же — средство связи; искусство стремится к более правдивому жизненному воспроизведению оригинала, а для письма это неважно; австралийцы даже создали совершенно условный изобразительный язык — линию и точки. И наконец, картина рассчитана на передачу впечатления, а письмо — сообщения.

Характерно, что в трактовке Э. Гроссе некоторые моменты, отмеченные нами как общие, подаются уже как различия. И нет ничего парадоксального в том, что точки совпадения оказываются и точками разграничения. На самом деле, Н. Н. Миклухо-Маклай говорит о том, что образы письма более грубы и примитивны, чем художественные произведения, что их не отделывают тщательно. То есть здесь как бы точность воспроизведения не столь важна. Но и в первобытном искусстве есть немало условных изображений, а в мадлен-ской сюжетной живописи схематичное изображение людей и животных становится своеобразной нормой. С другой стороны, разве сообщения о грозящей беде или величайшей победе не может, помимо передачи этой информации, произвести колоссальное впечатление на прочитавшего? Суть, видимо, в том, какие это впечатления, какие условные и безусловные изображения, какие сообщения в том и в другом случае передаются.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz