Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Значимость событий, передаваемых посредством образного письма

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение художественного образа

Значимость событий, передаваемых посредством образного письма

Прежде всего значимость событий, передаваемых посредством образного письма, с одной стороны, и искусства — с другой, далеко не тождественны. Значимость содержания искусства более широкая, оно не замыкается локальной человеческой группой, отдельной деревней или даже территорией. Не случайно наскальные рисунки одной и той же эпохи Сибири поразительно схожи с рисунками Южной Франции, а те, в свою очередь, схожи с африканскими. Здесь изображаемые объекты и их образы имели общеродовую человеческую ценность, в них новый, общественный человек на различном жизненном материале защищал, утверждал свою социальную природу. Содержание первобытных произведений искусства в известном смысле универсально, всеобще, в нем каждый человек находил свой собственный мир.

Содержание пиктографических сообщений было несравнимо уже. В них обозначались те или иные единичные события, давались указания, советы, напоминания, обслуживающие повседневную человеческую жизнедеятельность: «Здесь, вот в этой, близко протекающей реке есть рыба», «Зверь откочевал к горному массиву», «Твой сородич в опасности», «В деревне был большой или малый праздник» и т. п. Сколь велика разница объектов, столь различны и обозначения. Поэтому образное письмо североамериканских индейцев непонятно для папуасов или огнеземельцев, хотя, безусловно, в самом зарождении пиктографического письма лежали известные общие социальные, психологические причины.

Н. Н. Миклухо-Маклай писал, что передаваемый средствами образного письма смысл «вполне понятен только жителям данной деревни, иногда лишь отдельным группам их и даже только единичным лицам». И это происходит не только из-за «диалектных» особенностей пиктографического письма. Сами эти образы, если можно так выразиться, сами эти «единицы передачи» по характеру имеют ограниченный смысл и предполагают детальное знание местных особенностей. Содержание сообщений пиктографического письма отличается чрезвычайной конкретностью, буквальностью, они имеют точную временную и географическую привязку: поймали этого зверя, сегодня здесь много рыбы, я ушел на промысел песца и вернусь в полнолуние.

Содержание произведения искусства тоже конкретно, так как в нем я, воспринимающий, всегда имею дело с определенной ситуацией, определенными действующими лицами, изображениями. Но художественное содержание перерастает рамки этой конкретности, оно воспроизводит не сегодняшнюю, вчерашнюю, завтрашнюю ситуацию, а ту, которая являлась бы закономерной для человека данной исторической ступени, для данного образа действия. «Определенная идея лежит в основе каждого танца» австралийцев, — обобщает Ю. Липе, подчеркивая широкое типологическое значение содержания танца. Человек воссоздает в художественном образе мир, соответствующий его идеалу и его утверждающемуся в действительности мироощущению.

Но содержание пиктографического сообщения отличалось и еще одной серьезной особенностью: его принимали к сведению, им руководствовались, как внешним фактором, влияющим на наши мысли и поведение. Узнал об убийстве и соображаю: идти ли дальше или вернуться. Увидел свидетельства богатых празднеств в деревне — сделал вывод, что дешевыми подарками тут не отделаться.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz