Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Проблема синкретизма

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение художественного образа

Проблема синкретизма

И одна свинья в принципе может быть подана искусством так, что люди ощутят щедрость застолья и величие события, вызвавшего столь обильное истребление свинины.

Содержание пиктографического сообщения и оценка этого содержания «адресатом» существуют раздельно.

Художественное содержание, напротив, не отрывает воплощение от оценки, объективное от субъективного. Скульптурное изображение женщины-матери передает и понимание жизненосящего начала, и восхищение им, и стремление увековечить такой взгляд. Все это сказалось на реальном моделировании мсенского тела первобытным скульптором, на его образной трактовке.

Образ пиктографического письма по своей природе знак — сигнал. Он обозначает, если хотите, называет предмет, но совсем не обязательно изображает его. Рисунок соболя или песца на куске бересты — лишь сообщение: речь идет вот об этих зверьках. Дополнительные значки указывают, что именно хотят сообщить о песцах. Функцию сообщения может выполнить и подвешенный на видном месте убитый песец, и его рисунок, и его условное изображение — неважно что, важно, чтобы воспринимающему стало ясно: это — песец.

Художественный образ может быть условен по форме выражения, но содержание его не условно, оно есть раскрытие объекта в связи с человеком, есть воспроизведение объекта в «очеловеченном» виде. Сказать, глядя на наскальное изображение: «Это страус» или «Это носорог» — значит наметить объект изображения, но не коснуться еще содержания искусства: человеческое состояние, мысль, чувство, потребность, отношение, стоящее за наскальным рисунком оленя и передаваемое им воплощение в нем жизни, радости бытия, игры сил — всего этого мы не достигнем, оставаясь на уровне оболочки, на уровне узнавания: это — бизон, а это — медведь.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz