Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная

Познавательный блок

Изобразительное искусство ислама представлены различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой.
Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска. Это сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звёзд. Первоначально он включал и растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных птиц, людей и фантастических существ. Его линии плавны и симметричны. В арабесках соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции. Движение рисунка может быть остановлено или продолжено в любой точке. Как в детском калейдоскопе, узорный рисунок распадается, и вместо него возникает другой.
Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и музыка, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи излюбленные цвета: яркий кобальт, изумрудно-зелёный, красный и жёлтый. В ней редко встречаются спокойные цвета и градации одного цвета. Каждому тону придается особая светосила и интенсивность. Эти особенности позволяют называть восточный орнамент «музыкой для глаз».
В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо – половина знания», поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма признавалась признаком чистой души. Арабское письмо имеет свои характерные особенности. Написание букв осуществлялось справа налево, при этом учитываются нажим и определённое расположение букв в строке. В арабском письме сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. На написание буквы влияет её место в слове.
В VII в. возник прямолинейный, угловатый почерк куфи, а позднее было создано ещё шесть мусульманских канонизированных почерков. Каждый каллиграф был обязан превосходно владеть хотя бы несколькими из них. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений и различные предметы прикладного искусства. Иногда надпись представляет собой законченное художественное целое – фриз или панно.

 

©Disigned by Pacific 2000-2001

 

Hosted by uCoz