Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Создание художественной формы

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Искусство и магия

Создание художественной формы

Исследования показали, что для наскальных изображений, для статуэток, танцевальных аксессуаров первобытный человек брал те естественные материалы, которые оказывались под рукой, скажем, прямо в той пещере или у подножия той скалы, где создавали рисунки и пр. Широко применялась охра, использовались известь, черный марганец, красный и бурый железняк, глина. Для маскировки в танце брались натуральные, специально выделанные головы и шкуры животных, перья птиц и т. п. Все эти материалы, взятые сами по себе, не выходили за рамки природных вещей. Но будучи включены в систему человеческой жизни, получив в ней определенное значение, они приобретали способность к особого рода выразительности — художественной.

Естественным путем «очеловечивание» формы происходит в труде и прежде всего при выделке орудий. Орудия даже называют «первыми произведениями искусства». Макс Ферворн считал, что художественная форма — продукт игры техникой: делая рубило, человек не ограничивался созданием режущих частей, а переходил за пределы края орудия и обрабатывал рукоятку, весь кусок камня кругом из одного только приятного сознания своего умения.

Вряд ли такое объяснение можно принять. «Очеловечивание» формы включает улучшение качеств орудий применительно к особенностям производственного акта, их утилитарное совершенствование. Через практику орудия связываются с мыслями и чувствами людей. Разница между шелльским и ашелльским рубилами не только в первоначальных заготовках — нуклеусах, не только в степени их совершенства, но и в степени их человеческого значения. Декор, орнаментика, резьба и прочее являются или средством индивидуального выделения орудий (предшественник декора — метка на оружии, позволяющая определить, кто убил зверя в коллективной охоте), выражением различных человеческих отношении через предмет, материал, всегда находящийся под рукой и связанный с человеком многими узами.

Но «очеловечивание» не ограничивалось производственной сферой, оно имело достаточно широкий охват явлений. Укажем лишь на некоторые из них.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz