Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Духовное существование предметов

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Роль предметов и их свойств в Искусстве

Духовное существование предметов

Для человека предмет или событие существовали не только реально, но и духовно, чувственно в тех значениях, которые они приобрели. Их «значащий» смысл обладал такой же реальностью при классификации предметов и явлений, как и объективные их свойства. Этому способствовали два важных обстоятельства.

Во-первых, предметы обладают не только различиями, но и сходством. Разновидность папоротника «скифский ягненок» считали полурастением-полуживотным не только из-за внешнего вида, породившего необычное название, но и потому, что при разрезании из растения тек густой сок, напоминающий кровь. Даже очень зоркий глаз не сразу отличит на далеком расстоянии торчащий из воды пенек от утки или гуся. Вывороченные корни дерева напоминают вставшего на дыбы медведя, причем в сумерки это сходство возрастает. Выветрившаяся поверхность скалы оказывается похожей на профиль человека. Под Свердловском есть Соколиный камень, а неподалеку от Туапсе — гора Индюк, сами названия которых красноречивы. В природе немало примеров поразительного сходства внешнего вида одушевленных и неодушевленных предметов. Мимикрия гусениц, жуков, бабочек делает их похожими на окружающие их предметы природы. На Яве обитает насекомое «ходящий лист», вполне оправдывающее свое название. Индийская бабочка каллима обычно садится на ветви, покрытые засохшими листьями, и со сложенными крыльями точно уподобляется листу. Все это создает своеобразный эффект, когда неживое «вдруг» превращается в живое, начинает двигаться — одушевляется. Так у человека зарождаются ассоциации по сходству: камень — в чем-то человек, корень — в чем-то птица и т. п. Причем в этих ассоциациях принимается во внимание не только внешний вид предметов. Западноафриканцы при каждом новолунии еще совсем недавно падали на колени или же стоя хлопали руками и громко восклицали: «Да возобновится и моя жизнь так же, как возобновляешься ты!». Понятно, что между внешностью человека и луны трудно обнаружить сходство, но в этом случае в ассоциативную связь включаются широкие и довольно отвлеченные значения — жажда бессмертия, жажда жизни, стремление ее возвратить.

Но здесь важно отметить следующее. Ассоциации возникали по отношению не вообще к человеческой жизни, а к конкретным ее проявлениям, со всеми их особенностями у народов различных географических зон. Это и придавало ассоциациям конкретность и неожиданную взрывную образность. Посмотрим, как различны ассоциативные названия радуги: ее определяли у разных племен через арку, головное украшение из перьев, мост, оружие, тканый шарф, змею и даже через урину лисицы. Объективные особенности предмета были очень важны даже при их религиозном осмыслении и культовом выборе. Так, корень мандрагоры (адамово яблоко) считался священным, потому что имел человекоподобную форму, которую, впрочем, нередко усиливали искусственным путем. То, что папоротник никогда не цвел и имел на нижней части листа порошок бурого цвета, сыграло первостепенную роль в придании ему мистической силы.

Ассоциации по внешнему виду, по смыслу, по значению, аналогии чувств и так далее создавали уже в древнем обществе довольно богатые возможности для выражения или изображения одних предметов через другие. Эти возможности увеличивались благодаря второму важному обстоятельству, на котором мы сейчас остановимся.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz