Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Тотемизм в искусстве Цель оформления — воспринимающий Глубокое совпадение мыслей и чувств художников и зрителей обеспечивалось тем, как художественная форма выражала художественное содержание.Очевидно, она действовала не однопланово, а многофункционально. В сказке или предании непременно есть зачин, танцоры обычно сперва медленно кружат, входят «в роль», и лишь потом приступают к самой пляске. Очевидно, и созданию рисунков предшествовало некое вводящее действие, хотя не исключено, что сила непосредственного зрительного впечатления оказывалась настолько большой, что нужда в этом отпадала. Для чего все это? Для того, чтобы ввести зрителей и слушателей в ситуацию, отвлечь от всего постороннего, целиком настроить на художественное восприятие и даже несколько предварить само произведение, так как и зачин, и вступительные танцевальные па, и подбор мелодии — это уже подступы к раскрытию его содержания. Что-то вроде увертюры к опере. Подготовив зрителя или слушателя, художественная форма начинает выражать содержание. Часть художественной информации в словах, в движениях, в рисунке передается непосредственно: когда австралиец рассказывает, как в мир пришла луна, эвенк исполняет «Танец медведя», а бушмен поет о будущем дожде, то они дают воспринимающим сведения, так сказать, в «готовом виде», которые нужно лишь принять. Часть информации не передается, но подразумевается (вспомните открытое моделирование). И все вместе — то, что сообщено, и то, что подразумевается, — должно ожить в наших мыслях и чувствах, а форма, словно сигнальный колокол, будит их, настраивает на определенный лад, приводит в унисон с мыслями и чувствами передающего. Эта задача облегчается, если форма традиционна, если за ней закреплен строго определенный смысл. Традиции же национального искусства оказываются чрезвычайно прочными. Так, у А. Лота вызвало удивление, что татуировка современных племен Западного Судана в точности совпадает с той, что была обнаружена на фресках, созданных 60 веков тому назад. Иными словами, художественное содержание передается и путем непосредственной передачи от художника к зрителю и путем вызова у зрителя соответствующего отзвука. Вместе это и создает то необходимое уподобление, при котором обеспечивается наиболее полная «доставка» художественного содержания.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |