Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства Человек - существо социальное На самом же деле индивидуум мог жить, развиваться, накапливать опыт только как социальное существо, только в коллективе и посредством коллектива. Человек как «общественное животное» в борьбе за существование был вынужден во все большей мере прибегать к орудиям труда и к их изготовлению. Следовательно, во-первых, его мышление должно было быть достаточно реалистичным, способным проникать в материальный мир, иначе нельзя было выжить в борьбе за существование. Во-вторых, выжить можно было не путем пассивного приспособления к природе, а посредством ее преобразования, практического получения нужных обществу результатов, а это достигалось только коллективными средствами и вело к накоплению знаний, методов воздействия на среду как именно коллективного опыта. В-третьих, как показали исследования советского психолога П. К. Анохина и других ученых, все живые организмы обладают свойством опережающего отражения, то есть вырабатывают способность предупредительно приспосабливаться к изменениям внешних условий: прошлый опыт позволяет предвосхищать будущее. Так образуются условные рефлексы и другие приспособительные, защитные реакции животных.Человек, приступая к труду, ставит перед собой определенную цель и предвидит результаты своей деятельности. Хрестоматийными стали слова К. Маркса об этой отличительной особенности людей: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале процесса имелся в представлении работника, то есть идеально». Эта способность человека могла возникнуть только в результате коллективного, общественного развития. Как совершенно точно показано в одном из современных исследований, животное способно познавать лишь то, что непосредственно в данный момент времени воздействует на его органы чувств. Передача опыта одного животного другому почти полностью исключена, а зачатки «воспитания» детенышей представляют собой проявление инстинкта.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |