Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Трансформация интересов. Резерв свободного времени

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства

Трансформация интересов. Резерв свободного времени

Совершенствование орудий труда, приобретение производственного опыта и немалых знаний о мире, сформирование более прогрессивной социальной организации и достижение на этой основе фактического господства над природой имели еще одно важное последствие. Человек стал способен за более короткое время более эффективно добывать необходимые средства существования.

Это создало у неоантропа известный резерв свободного времени. Тому же способствовала и еще одна важная особенность промысла древних людей: он велся только по необходимости. «Бушмены... никогда не занимались охотой ради удовольствия, — пишет В. Элленбергер, — они убивали всегда лишь такое количество животных, которое им было необходимо для еды и для того, чтобы отметить большой праздник» [76]. Подобные свидетельства есть и о других племенах, обитающих в разных концах света.

Промежутки между выходами на охоту отчасти заполнялись другими хозяйственными делами — изготовлением орудий, лодок, ловушек и т. п., — а отчасти оставались свободными. Это создавало объективную возможность чем-то их заполнить. Это «чем-то», повторяю, не могло быть производственной деятельностью, так как именно свободное от нее время и составляло тот самый резерв, о котором здесь идет речь.

Все глубже проникая разумом в реальный мир, испытывая потребность еще больше узнать о свойствах материалов, из которых делались орудия, о повадках и образе жизни животных, о причинах климатических изменений и т. п., человек невольно стал отыскивать закономерности природных явлений, прибегать к обобщениям и к постановке проблем, выходящих за рамки обычных запросов. Сформировавшееся абстрактное мышление и язык позволяли ему выражать более широкий круг потребностей. Постепенно у человека происходит трансформация интересов, возникают и быстро растут духовные запросы, которые до этого не были известны ни одному живому существу, в том числе и человеку, когда он был еще на неандертальской стадии развития.

У неандертальцев существовали так называемые «медвежьи пещеры», где находились помещенные в нишах части убитых зверей: обычно голова медведя и его конечности, иногда, вероятно, вместе со шкурой. В этих пещерах не было костей других животных. Они были не похожи на пещеры, в которых жил человек, их существование нельзя объяснить потребностями общества в жилье и пище, они служили не интересам бытия, а интересам сознания. Вероятно, при помощи натуральных макетов зверя неандертальцы выражали свои коллективные эмоции: имитируя охоту на медведя, давали выражение своим общим представлениям об этом чрезвычайно важном в их жизни животном.

Вот еще более яркий пример такой трансформации интересов. Один из зулусов (народ, живущий еще при родовом строе) рассказывал о своем новом духовном состоянии: «Погода была пасмурная. Я сел на скалу и стал задавать себе грустные вопросы: да, грустные, потому что я не в силах был ответить на них. Кто касался звезд своими руками? На каких столбах они держатся? Я спрашивал себя также: воды никогда не устают, у них нет другого дела, как течь не переставая от утра до ночи и от ночи до утра; но где же они останавливаются и кто заставляет их течь таким образом? И облака тоже приходят и уходят и изливаются водою на землю. Откуда они приходят? Кто посылает их?.. Я не могу видеть и ветра, но что же он такое? Кто несет его, заставляет его дуть, реветь и пугать нас? Разве я знаю также, как растет хлеб? Вчера у меня в поле не было ни былинки; сегодня я пришел туда и нашел их уже несколько. Кто мог дать земле мудрость и силу, чтобы произвести это?».

Человек пытается найти естественное объяснение всем этим важным, но непонятным для него явлениям. Религиозный ответ на эти вопросы, ссылка на сверхъестественные существа не может удовлетворить его, так как он «никогда не видел колдунов, которые поднимаются на небо, чтобы добыть дождь или послать ветер». Человек полагается в поисках истины на себя, на свой, пусть и очень неполный (ограниченный), опыт. При этом он начинает ощущать недостаток такого опыта, стремится углубиться в мир реальных явлений, постичь суть вещей, и вместе с этим растет его общая культура. В свою очередь, она расширяет границы духовных потребностей.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz