Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства Разделение труда и место человека в обществе Разделение труда и место, занимаемое вследствие этого отдельными людьми в группе, определяли общественное положение и социальный статус индивидуумов. Вместе с тем биологические отношения в рассматриваемый период (мустьерское время, эпоха неандертальца) были еще сильны и представляли собой те естественные узы, которые связывали людей между собой. Но что характерно — они уже преодолевались и упорядочивались рядом запретов в области брачных связей, все более подчинялись социальному контролю. Поэтому естественной общностью людей с начала верхнего палеолита был род. Главным связующим звеном этого нового человеческого образования становится женщина — хранительница огня, игравшая важную роль в организации пропитания. Единственно бесспорный определитель родства в условиях беспорядочных половых отношений, женщина становится и единственной родоначальницей всех людей группы. В верхнем палеолите женщина была хозяйкой жилища, готовила пищу, шила одежду, делала утварь, собирала нужные растения и плоды. Совокупность всех этих причин определила матриархальный (материнский) характер рода, что, как мы увидим дальше, имеет важное значение для понимания особенностей содержания первобытного искусства.В верхнем палеолите люди жили родами, которые, в свою очередь, объединялись в племена. И те и другие были сравнительно немногочисленными. Этнограф Боас свидетельствует, что самое большое известное социальное образование насчитывало не более 26 мужчин. А. Элькнн приводит данные об австралийских аборигенах до начала их жесточайшего притеснения белыми колонизаторами. К концу XVIII века в Австралии было примерно 300 тысяч коренных жителей, разделенных на 500 племен, средняя численность которых достигала 500—600 человек, включая детей и стариков. Правда, состав отдельных племен колебался от 100 до 1500 человек. Североамериканские племена краснокожих индейцев были еще малочисленней. Территории самопроизвольно закреплялись за отдельными племенами, и всякое нарушение такого рода зон обитания и промыслов преследовалось и вызывало войны. Таким образом, и упрочившиеся в матриархальном роде социальные связи, и необходимость во все более сплоченных действиях при защите от диких зверей или недругов, и вызываемые целесообразностью территориальные ограничения, а также вполне определенный состав общественных групп — все это требовало более прочных социальных объединений и укрепления уз, а также чувств коллективизма. И общество целеустремленно стремится развивать эти полезные с его точки зрения тенденции возможно дальше. Появляются законы взаимовыручки, напоминающие заповедь «сам погибай, но товарища выручай», что подтверждено многими этнографическими свидетельствами. Очевидно, в это же время рождается забота коллектива об индивидууме и индивидуума о коллективе, проявляющаяся в помощи и опеке рода и племени над малолетними, стариками и больными и в подчинении индивидуальных желаний общим интересам. Создается система запретов (табу), которые координируют индивидуальную волю и поведение с общественной необходимостью, направляют деятельность и помыслы отдельного человека в соответствии с потребностями коллектива. Общество вырабатывает некие нормы храбрости, социальной значимости, совести и т. п. и стремится подчинить им каждого члена того или иного социального образования. Этой цели служат различные ритуалы (посвящение юношей в мужчины, девочек — в женщины и др.), поощрение молодежи, удачно начавшей самостоятельную охоту, оказание почестей наиболее умелым и смелым добытчикам зверей и т. п. Племя и род как бы закрепляют за каждым общественно важным шагом отдельного человека, за каждым типическим этапом его жизни свою шкалу, по которой отличаются и оцениваются соответствующие качества.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |