Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Возникновение речи

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства

Возникновение речи

Речь возникает на естественной основе. Уже у высших обезьян отдельные звуки или их сочетания связывались с определенными значениями. Это подметил еще Р. Гарнер. В наши дни Н. А. Тих реалистически объяснила смысл издаваемых обезьянами звуков, соотнося их с теми состояниями, в которых находились животные. Так, звук «о-о-у» выражал тревогу, «а-э-э-э» — явную опасность, «мля-мля-мля» — ласковый призыв взрослой обезьяны к детенышу. И. П. Павлов и его ученики объяснили, каким образом возникает возможность замены материального объекта речевым эквивалентом.

На животное или человека одновременно действует большое число раздражителей. Если бы организм реагировал на каждый из них, то он был бы измотан и не смог бы долго существовать. В ходе приспособления живого организма к среде происходит специализация раздражений: они притягиваются к одному, причем наиболее раздражаемому центру. Широко известен павловский опыт с собакой. Собаку приучают к тому, что, когда ей дают пищу, тут же она слышит звон колокольчика. Молено теперь покормить собаку и не звоня в колокольчик, но мы увидим, что когда колокольчик звенит одновременно с дачей пищи, то пища оказывает на собаку гораздо большее воздействие. Значит, раздражение от колокольчика, по образному выражению И. П. Павлова, включается в другой «телефонный номер», в номер пищи; и при достаточно частом повторении опыта животное уже не будет реагировать на звонок как на звук, а примет его за пищу и начнет выделять слюну.

При сигнализации или языковом, то есть уже обязательно двустороннем, общении происходит нечто подобное. Чувство, волевое побуждение передаются и ответно вызываются «звонком по чужому телефону», то есть жестом или звуком. По мере развития абстрактного мышления жест или звук заменяется словом.

Вот некоторые образцы «языка жестов», на котором разговаривали индейцы двух различных племен — кенайтзе и тен-наналь.

Обе руки скрещены на груди; делает вид, как будто дрожит. Смысл: «Холодно, зима».

Правую руку, сложив горстью, подносит ко рту — смысл: «Вода».

Правая и левая руки сложены вместе, образуя как бы покатую крышу. Смысл: «Стоянка, бивак».

Обе руки запястьем приложены к вискам; кисти изогнуты вверх и наружу, пальцы раздвинуты. Смысл: «Рога, олень».

Обе кисти в горизонтальном положении подняты до уровня плеч: правую руку постепенно вытягивает во всю длину, причем кисть немного опущена. Смысл: «Длинная спина, американский олень».

Обе кисти подняты ладонью наружу, с вытянутыми и раздвинутыми пальцами; ставит их попеременно одну перед другой. Смысл: «Деревья, густой лес».

Мы видим, что жесты рассчитаны на то, чтобы вызвать у воспринимающего их человека зрительный образ реального предмета путем изображения или какого-то его признака или главного функционального проявления (питье воды и т. д.). Очевидно, язык жестов никогда не существовал в чистом виде, но всегда вместе со звуковым языком, составляя с ним некое целое. Условные знаки, в большей или меньшей степени присущие «языку жестов», не меняют общей тенденции: они возникают как добавления к натуральным обозначениям или как вариант их.

Известны выводы И. П. Павлова, что животное обладает первой сигнальной системой и реагирует лишь на непосредственные раздражители. Оно но может сколько-нибудь значительно выйти за пределы данной ситуации и тем более построить какую-либо программу действий, «проектировать» свое поведение в предполагаемых обстоятельствах. Животное не способно к синтезу и обобщениям, не может в силу присущих ему особенностей отдалиться при помощи мышления от своей непосредственной жизни.

Человек же в ходе длительного развития, в ходе постепенного накопления опыта тысяч поколений, приобретает способность реагировать на «сигнал сигналов» — слово, звук, знак. Причем ко времени верхнего палеолита вторая сигнальная система достигает довольно высокого уровня.

Суммируя все сказанное, отметим еще раз, что речь и язык возникают закономерно на естественной основе и вполне естественным путем, однако само их появление знаменует важнейший шаг в развитии человека — создание у него второй сигнальной системы. (представления, символика). Но нас интересует не этот побочный результат формирования словесной речи. Нас интересует, подчеркнем это еще раз, способность речи довольно гибко воплощать материальный мир в разнообразных его проявлениях. Нас интересует также ощущение первобытным человеком тождества, равенства слова и того материального объекта, который оно отражает. (Первобытный человек не видел разницы между словом и делом: сказано — значит сделано, значит так оно и есть.)

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz