Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Теория Леви-Бюлля

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Эпоха становления искусства

Теория Леви-Бюлля

По Леви-Брюлю, мышление первобытного человека подчинено закону сопричастности, то есть в представлении дикаря причиной, вызвавшей то или иное следствие, попросту оказывается предшествующее событие или событие, которое им как-то связывается с данным фактом, явлением. Так, Согарт рассказывает, что как-то, желая показать туземцам, какие животные водятся во Франции, он при помощи теней своих пальцев изобразил на стене фигуры кролика и зайца. По чистой случайности туземцы назавтра наловили рыбы больше, чем обычно, и сразу же решили, что причиной этого являются показанные им накануне фигурки. Туземцы стали упрашивать Согарта, чтобы он каждый день делал то же самое и способствовал их каждодневной удаче.

На основании этого и ряда других подобных фактов Леви-Брюль делает вывод о пралогическом мышлении дикарей, то есть лишенном нормальной, свойственной цивилизованным людям логики. Но можно ли с этим согласиться?

Действительно, рассуждения французского ученого могут пригодиться, если мы используем их для объяснения представлений, отождествляющих людей с животными или даже растениями. Но они не помогут нам понять, как же мыслил первобытный человек. И сам же Леви-Брюль выковал против себя аргументы.

Он вполне резонно писал, что если первобытный человек убил две штуки дичи, а подобрал только одну, то он задаст себе вопрос, куда затерялась вторая, и всячески будет стараться ее обнаружить. Если его захватит врасплох дождь, то он станет искать убежище. Если он встретит дикого зверя, то постарается убежать от него. Так он поступает на основе своего индивидуального опыта. Но, продолжает рассуждение Леви-Брюль, первобытный человек обладает еще мышлением коллективным, а оно-то как раз и является пралогическим. Так общественное, социальное у первобытных людей становится у Леви-Брюля синонимом иррационализма и мистицизма.

Ассоциации, безусловно, играли большую роль в мышлении первобытного человека, и трудно переоценить их значение для формирования художественно-выразительных средств искусства. Однако ассоциирование не составляло сути мышления, теснейшим образом связанного с трудом, с общественной практикой людей.

Как это ни покажется странным, но сам Леви-Брюль совершает ошибку в духе ассоциативного мышления: действительно имеющее место в ряде случаев неверное толкование причинных связей первобытным человеком он объявил всеобщим признаком первобытного мышления! Без каких-либо оснований он противопоставил индивидуальный опыт и воззрения опыту коллективному, многократно подтвержденному общественной практикой.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz