Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Использование возможностей, предоставляемых природой

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение искусства: необходимость или случайность?

Использование возможностей, предоставляемых природой

Но есть и другой важный путь рождения искусства из неискусства: использование людьми естественных возможностей, предоставляемых самой природой. Вот как излагается такая точка зрения. Первобытные охотники проникают в пещеру Альтамира.

«Уже первый из них... увидел на низко нависающем своде бугры и выпуклости, которые по форме и величине чем-то напоминали очертания тел животных. Достаточно было небольшого напряжения фантазии, чтобы в памяти первобытного охотника возникли фигуры бизонов, бродивших в море света по этим темным подземельям, целые стада быков, казалось, выступали из мрака над головой и будто только ждали сигнала, магического слова, чтобы превратиться в реальность, родиться из мертвого, холодного камня...

Оставалось только обвести краской, оживить резцом эти выпуклые формы, столь похожие на брюхо и бока реальных быков, на их спины и крутые горбы.

Таким образом, появились реалистические изображения животных, в которых причудливо сочетаются природные формы, созданные человеком. Этим же объясняются и те неожиданные на первый взгляд ракурсы, в которых изображены быки Альтамиры. Художник просто следовал за очертанием естественной выпуклости свода, лишь вписывал в нее тело животного, соответственно размещая его части, приспосабливая их к тому, что подсказывали формы самой выпуклости».

Аналогичные особенности были подмечены и среди петроглифов Ангары, Лены и даже в позднем, средневековом искусстве в пещере на реке Пейшуле (Сибирь). Объяснение общее для всех случаев: «Конечно, было бы неправильным относить все разнообразие форм и поз... за счет пассивного приспособления художника к рельефу скалы. Речь идет вовсе не о том, что он всегда и всюду рабски следовал за природой, за готовыми формами, возникшими из неровностей потолка и наплывов сталактитовых масс. Их случайные совпадения с формами живой природы были для него лишь внешним стимулом, толчком для творческой работы, своего рода трамплином для свободного полета фантазии».

Рассмотренные здесь точки зрения имеют безусловные плюсы: они красноречиво свидетельствуют, что:

искусство возникло естественным путем;
элементы обычной изобразительности приобрели постепенно художественно-образные черты;
наука располагает уже достаточным количеством данных для доказательства рождения искусства из неискусства, и процесс может быть воспроизведен по основным этапам полно;
для обоснования представленных положений не требовалось прибегать к материалу, выходящему за рамки раннего или позднего палеолита, и поэтому он заслуживает еще большего доверия;
зарождение искусства и прохождение им ряда стадий в процессе формирования было теснейшим образом связано с особой, изобразительной, а позднее изобразительно-художественной деятельностью человека, которая представляла собой уже новую разновидность труда»
изменение характера изобразительной деятельности шло вслед за изменением представлений первобытного человека (все большее обобщение образа);

причины возникновения искусства лежат... в нем самом!

Нет, мы не оговорились. Искусство из неискусства, появляется, если целиком положиться на эти концепции, в результате эволюционных изменений в изобразительной или подражательной деятельности. Происходило накопление элементов жизнеподобия, «устойчивости формы», «чудесных знаков творческой переработки действительности», приобретался опыт изобразительной деятельности, развивалась способность ассоциативно связывать неровности скальных поверхностей с теми или иными животными и т. п. Когда накопленного стало достаточно, неискусство переросло в искусство.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz