Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Развитие «художественной» деятельности

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Рождение искусства: необходимость или случайность?

Развитие «художественной» деятельности

Нам трудно спорить с исследователями, имеющими в руках реальный материал: ведь сталактитовый наплыв, обведенный краской и ставший бизоном, или глиняная скульптура медведя — это факты, против которых, как говорят, не попрешь. Мы еще раз можем посетовать, что процесс зарождения искусства никак материально не смоделируешь. Пытались — и не без успеха, — пользуясь древней технологией, каменными рубилами, выдалбливать лодки, добывать огонь трением различных пород дерева (эксперименты С. Семенова). Пытались — и тоже удачно — старинным способом устанавливать каменных истуканов на острове Пасхи (Тур Хейердал). Но процесс возникновения искусства неповторим: и потому, что слишком односторонни дошедшие до нас памятники, и потому, что слишком много различных истоков его питали, и потому, что невозможно восстановить духовный мир кроманьонца, и потому, что... — имеет ли смысл продолжать?

Но, ясно сознавая всю сложность нашей задачи, мы все же позволим себе усомниться — найдена ли в приведенных рассуждениях расшифровка волнующей нас тайны? Начнем с тех самых «почему», которые не исчезают при знакомстве с изложенными взглядами.

Прежде всего это вопрос: какая причина заставила человека заниматься совершенно бесполезным делом — копировать природу, превращать естественные неровности камня в фигуры мамонтов или оленей?

Если бы развитие «художественной» деятельности и накопление изобразительных элементов пошло иным путем, то разве искусства в его сложившемся на земле виде могло и не быть? Ведь разрядить аккумуляторы эмоций, проявить творческие способности, углубить знание предметов и явлений природы, даже содействовать воспитанию более ловких охотников — всего этого можно достигнуть (и, что самое важное, — так это и осуществлялось!) и другими средствами.

Крик, плач, стенания, хохот и другие проявления человеческих эмоций неплохо их разряжают.

Творческие способности человек блистательно продемонстрировал в изготовлении и совершенствовании орудий, в играх и даже в создании иллюзорных представлений о мире духов.

Знание природы куда более успешно можно было получить и на охоте, и при наблюдении повседневного образа жизни зверей, и при свежевании и расчленении их туш, приготовлении пищи. Право же, приведенные в предыдущей главе примеры поразительных знаний людей, близких каменному веку, никак не объяснишь художественным творчеством.

Воспитание начиналось с самого раннего детства. Подрастающее поколение приучали к труду, к охоте, учили стойко переносить лишения, следовать обычаям племени, выполнять его установления, не нарушать запретов. Искусство играло в этом некоторую роль, но далеко не главную и, что особенно важно, не обязательную.

Рисовать ради рисования? Обводить контуры животных ради материализации ассоциаций? Не слишком ли недостаточными оказываются эти поводы? Да и почему человек получал от изобразительной деятельности удовольствие, почему ему надо было выражать свои ассоциации? Это тоже, в свою очередь, требует объяснения.

Нет, очевидно, разгадка возникновения искусства находится не в нем самом.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz