Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Закон художественного уподобления в коллективном творчестве

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Закон художественного уподобления в коллективном творчестве

Закон художественного уподобления действует не только в том случае, когда автор и воспринимающий — разные лица. Эта же особенность присуща коллективному творчеству — все уподобляются одному состоянию или чувству.

Когда бушмены плясали свой охотничий танец, художественно имитировали выслеживание сернобыка и победу над ним, переживания, действия, чувства охотников передавались от одних к другим лишь при одном важном условии — зрители ощущали то же самое, что и танцоры. Зрители, таким образом, становились не очевидцами изображаемой в танце охоты, не наблюдателями, смотрящими со стороны, а словно непосредственными «участниками» событий. Все, что раскрывал танец, совершалось как бы с ними самими. Это они «выслеживали» сернобыка, это они, в другом эпизоде танца «став» сернобыком, вырывались из рук охотников, которыми «были» тоже они сами. Это они схватили луки и, наконец, поразили цель. И если танцоры изображали разных участников действия — кто-то из них «был» животным, кто-то его первым, вторым (и так дальше) преследователем, то в душе воспринимающего все сливалось в единое целое, и во время танца он множество раз перевоплощался, ибо только так он мог оказаться в состоянии, аналогичном передаваемому, ибо только так художественная информация могла перелиться в него.

При этом характерно, что воспринимающий никогда не уподоблялся какому-то одному персонажу. Импровизация, основу которой всегда составляет воплощение некоего впечатления, полученного человеком, не сводится к имитации какого-то конкретного прообраза. Она всегда представляет собой синтез всего, что было воспринято, и выливается в какие-то новые движения, позы, звуки. Персонажи, таким образом, оказываются средствами, которые служат передаче более общего стоящего за ними содержания. Рассматриваемый нами бушменский танец, конечно же, создавался не ради описания охоты, и исполнялся он не для того, чтобы демонстрировать повадки сернобыка или приемы стрельбы из лука. Танец через ощущения трудностей охоты, через перипетии борьбы со зверем приводил к чувству преодоления препятствий, к чувству победы. Гибель сернобыка вызвала у присутствующих даже смех: выглядевший столь грозным, ловким, неуязвимым, сильным, бык оказался таким недотепой пред сноровкой и отвагой человека...

Часто это общее, стоящее за конкретными проявлениями содержания, оказывалось настолько важным, а средства его сообщения настолько совершенными, что песня и пляска не обязательно должны были воспроизводить то или иное жизненное событие. Уподобление происходит и без прямых сюжетных аналогий. «Изображаемое событие не всегда упоминается, — пишет об этом К. Бюхер, — нередко оно живо и подробно описывается; но это не всегда необходимо, так как смысл представления вполне уясняется зрителями по условному, тонко разработанному языку выразительных жестов». И это чрезвычайно важно. Стало быть, эффект уподобления не только позволяет добиться адекватности (совпадения) состояний, но и через это совпадение дает возможность привести воспринимающего к сверхидее произведения, то есть раскрыть тот более общий и значительный смысл, который стоит за непосредственным изображением события или выражением чувства.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz