Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Почему возможно уподобление?

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Почему возможно уподобление?

Благодаря особенностям эффекта уподобления стало возможным отдельных индивидов через передаваемую в произведении ситуацию привести к нужному обществу мироощущению и осмыслению жизни. Так осуществлялась важнейшая функция — сохранение и развитие тех чувств, импульсов, побуждений, наконец идеалов, которые общественно необходимы.

Выше говорилось, что сам по себе эффект уподобления как определенное социальное и психологическое проявление присущ только восприятию искусства. Даже у животных явно наблюдается способность к заразительности, то есть поведение одних (например, игра) побуждает и других делать то же самое. У прямых предков человека — обезьян, кроме того, сильно развито стремление к имитации, передразниванию, то есть повторению мимики, движений, жестов другого существа. Человек сохраняет эту способность. Дальше будет говориться, что для первобытных людей типична способность мгновенно повторять поразившие их воображение поступки пришельцев из цивилизованного мира или даже воспроизводить поразившие их особенности каких-либо неодушевленных предметов (пароход, самолет и т. п.). Но склонность к уподоблению не ограничивается этими моментами. Стадный инстинкт предчеловека постепенно вырастает в чувство коллективизма, в потребность действовать, как и все другие.

Социальные, производственные навыки приобретаются только тогда, когда младший повторяет действия старшего, менее опытный — более опытного.

Да и человек, став общественным животным, любое благотворное переживание — например, радость или счастье — ощущал сильнее, если оно разделялось другими; совместно пережитое горе или несчастье, напротив, тяготило в меньшей степени.

Но эта распространенность уподобления, конечно, не свидетельствует о том, что оно машинально, само собой появляется в искусстве. Способность человека к заразительности, имитации лишь создает предпосылки для этого. Уподобление в искусстве — сложный процесс. Он обусловлен единством интересов общества, в котором и творец художественного произведения и воспринимающий имели практически тождественные жизненный опыт и потребности, тождественное мироощущение. Иными словами, то, что передавалось в искусстве, было желанно для тех, кому оно предназначалось. Искусство воплощало жизнедеятельность наиболее благоприятную для человека, делающую его сильнее. Дублированием положительного переживания искусство приносило дополнительное наслаждение. Это уподобление, как и сама жизнедеятельность, имело несколько уровней: человек словно участвовал в воспроизводимых событиях; он испытывал радость оттого, что окружающая среда была гармонична по отношению к нему; в искусстве он ощущал себя в полной мере человеком, удовлетворял свои духовные потребности; наконец, следуя за создателем произведения, он ощущал себя творцом, мастером, собственноручно создающим это произведение, ибо в душе своей он мог переживать и почувствовать изображаемое не хуже, чем передающий.

Закон художественного уподобления не проявлялся однопланово, ибо взаимоотношения общества с искусством также не были одноплановыми. Дело в том, что многие произведения создавались или исполнялись коллективно, автор и воспринимающий не различались, процессы творчества и восприятия совпадали, но эффект уподобления сохранял все свои особенности: художественная информация передавалась или воскрешалась, лишь оживая в душе человека; все, что раскрывалось в произведении искусства, как бы происходило с самим автором-воспринимающим.

Но в целом, чтобы уподобление наступило, очевидно, требуется несколько иной комплекс условий, чем при передаче всякой другой информации.

Прежде всего необходимо, чтобы зритель, слушатель реагировал на художественное произведение как на жизненный случай, на жизненное явление. Но все же это было не реальное событие или явление, а его копия, слепок, которые в представлении человека выступали как достоверный заменитель оригинала. В процессе танца люди забывали, что их возбуждение вызывается нарочитыми средствами, оно было их подлинным жизненным волнением. Это волнение переживалось главным образом иллюзорно, имитационно по форме, в то время как содержание ощущалось как подлинное, реальное. Иначе говоря, условный характер уподобления не мешал людям прийти через искусство к подлинной жизни. Вернее, только благодаря условности, как мы дальше увидим, это и стало возможным.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz