Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства «Воспламенить другую душу» Закон художественного уподобления требует, чтобы передаваемая художником информация оживала в воспринимающем, то есть становилась его собственной мыслью, чувством, желанием. Эта информация могла перейти от одного к другому не путем внешнего сообщения о происходящем или ощущаемом, — не побоимся здесь такого сравнения: не путем перелива из одного сосуда в другой. Воспламенитель (зажигательная, заразительная художественная информация) заставлял костер вспыхнуть, но горело в каждом костре его собственное топливо.Исходя из этого, выводим, что произведение искусства призвано выполнить двуединую задачу: воспламенить другую душу и добиться, чтобы новое пламя было более или менее таким же, как и то, от которого оно вспыхнуло. Ведь искусство должно было воскресить не какую-то мысль, не какое то чувство вообще, не любое волевое побуждение, а именно то, которое вполне определенным образом воздействует на человека, возбуждает у него вполне определенные потребности. То, что это делалось не в форме прямого социального заказа или какой-то преднамеренной установки, очевидно. Но это не меняет существа дела: потребность сохранить вновь возникший человеческий мир вытекала из самого материального положения общества. От ее удовлетворения зависело, быть или не быть новому общественному организму. Социальная сторона бытия человека стала для него существенной и важной, и не сохранив ее, он не мог бы выжить и как биологический вид. Такого рода необходимость выражалась художником не как неким индивидуумом, противостоящим обществу или какому-то его социальному слою; общество было еще единым и социально не дифференцированным. Это была потребность всего общества. Иначе говоря, уподобление, как непременное условие восприятия искусства, было социально обусловленным и должно было преследовать определенную общественную цель. Не случайно для искусства первобытных народов, стоящих на примерно одном и том же уровне исторического развития, характерна большая общность мироощущения, близкое по своему характеру отношение к действительности, мысли и чувства. Хотя нельзя не отметить, что конкретные сюжеты, непосредственные объекты изображения могли при этом значительно различаться. Например, для этого времени были весьма характерны пляски, воспроизводящие животных. Естественно, что те из них, в которых героем был медведь, оказывались непохожими по танцевальному рисунку на те, в которых воспроизводился страус или кенгуру, что, впрочем, не мешало при помощи этих различных плясок преследовать близкие общественные цели и воздействовать на формирование весьма сходных мыслей и чувств. Этот вывод ни в коей мере не нужно понимать в том смысле, будто роль искусства сводится к передаче абстрактных, отвлеченных идей, нейтральных к конкретной форме их проявления. Само художественное уподобление как раз благодаря тому и возможно, что индивидуальная жизненная ситуация (а реально существует лишь индивидуальное, ибо сущность через него лишь и проявляется) воплощается в столь же индивидуальном, конкретном человеческом состоянии. Любовь воплощается не вообще в любви, а в любви к чему-то определенному, воплощается не вообще чувство победы, а победы над этим зверем или этим врагом, не вообще восторг, а восторг, вызванный вот этим событием. Одно и то же чувство (например, радость победы) различно в зависимости от того, чем оно порождено. Абстрактное же может быть понято разумом, но неспособно ожить ни в чьем жизненном состоянии.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |