Познавательный@Блок A. K l e i m e n o v Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства Минимум средств, максимум информации И все же художественное творчество было коллективным, всеобщим. Искусство рождается как самодеятельность коллектива. Самая первая песня не была сочетанием звуков, которые вырвались у одного человека и должны были быть расшифрованы, поняты другими. Она рождалась как песня всех, то есть произведение искусства и создавалось и воспринималось одними и теми же людьми. Художественное творчество и восприятие совпадали. Учиться языку искусства было не нужно, так как он не был чем-то произвольным, он был естественным языком всех членов коллектива, танцующих или поющих.Постепенно содержание художественных произведений усложнилось, что требовало от исполнителей особых качеств для его точной и полной передачи. Все большее значение стали приобретать такие стороны жизни людей, которые не имели отношения ко всем членам данного коллектива: при матриархальном роде, возникшем как раз в эпоху верхнего палеолита, мужчины преимущественно занимались охотой, а женщины вели домашнее хозяйство, изготовляли посуду, шили одежду. Таким образом, мужчины и женщины имели различные жизненные впечатления, и, чтобы передать их, требовались особые выразительные средства. В этот период возникают связи между отдельными племенами. Причем при кочевьях, которые для людей в верхнем палеолите были весьма характерными, завязывали контакты все новые и новые племена. Для танцев и песен на общих празднествах тоже требовалось умение проникнуть в чужое искусство. Каждое новое поколение, вступая в мир, встречалось с песнями, танцами, скульптурой и рисунками, в создании которых оно, естественно, никакого участия не принимало. Если бы язык этого искусства был непонятен новому поколению, то эти произведения были бы мертвы для него. Итак, различные причины безусловно поставили перед обществом проблему, если можно так выразиться, художественного воспитания — задачу выработки у всех членов общества определенных навыков, позволяющих при восприятии художественных произведений добиться эффекта уподобления. На этой ступени развития заметной становилась разница между передающим и воспринимающим художественную информацию. Чем дальше, тем более сложным было художественное содержание, чем дальше, тем большее значение стали приобретать специальные средства, позволяющие художнику и зрителю добиться взаимопонимания. Для самых же ранних стадий истории искусства эта проблема практически не существовала. Актуальным был иной ее вариант: создание средств, выражающих единое для всех членов коллектива состояние.
©Disigned by Pacific 2000-2013 |