Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Передача информации с помощью художественных образов

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Передача информации с помощью художественных образов

Действие закона художественного уподобления позволяло даже при ограниченных выразительных средствах передавать довольно сложную информацию. Можно было передать различные чувства и состояния, можно было вызвать воспоминания о пережитом и увиденном и посредством всего этого воздействовать на отдельных людей в нужном обществу направлении. И танец, и песня, и рисунок были не только художественным воплощением жизнедеятельности, но и орудием социальной организации и воспитания людей.

Рассматриваемый нами закон действовал в условиях, когда степень осознания мира и даже человеческих потребностей была еще невелика, когда общество не располагало развитыми способами передачи информации и языковые средства были беднее, чем те социальные отношения и чувства, те духовные богатства, которые при их посредстве должны были получать воплощение. Да, при помощи слов, при помощи понятий человек еще не мог сколько-нибудь полно поведать о своих состояниях, переживаниях, отношениях, потребностях. Если бы он пытался это делать, то все равно не был бы понят. Художественное уподобление предоставляло эту возможность и открывало перспективы практически безграничного расширения тех сторон и областей жизни, которые могли бы быть переданы посредством искусства.

В обществе, где не было специальных органов принуждения, где нужные обществу чувства и побуждения можно было культивировать, лишь внушая людям их необходимость, лишь вызывая потребность и даже желание следовать негласным общественным предписаниям, вызываемым самим материальным положением людей, и где насилие, внешнее средство воздействия были скорее исключением, чем правилом, — в таком обществе искусство в силу своего заразительного действия, в силу такого условия его восприятия, как закон художественного уподобления, как нельзя лучше соответствовало этой задаче.

О других преимуществах, вытекающих из передачи художественной информации посредством уподобления, речь пойдет в дальнейшем. Здесь же хотелось бы отметить еще один момент. Исследуемый нами закон говорит о единстве и взаимовлиянии художественных произведений и воспринимающего их общества. Для того чтобы действие закона художественного уподобления было возможным, необходима не только способность общества в полной мере воспринять от искусства передаваемую информацию указанным способом, но и способность искусства дать ее обществу таким образом, чтобы это восприятие реально произошло. Отсюда следует, что закон художественного уподобления определяет не только особенности восприятия, но и особенности содержания и формы художественных произведений. Это, в свою очередь, значит, что форма и содержание художественных произведений исторически складывались не только под воздействием отражаемой жизни и исторических особенностей художественной переработки действительности в том или ином виде искусства, но и под влиянием закона художественного уподобления.

Таким образом, закон художественного уподобления имеет большое значение для характеристики происхождения основных качественных особенностей искусства, ибо, еще раз подчеркнем, важно было не только воплотить жизненное содержание, но и донести его до адресата. Ведь без этой второй части двуединой задачи искусство не смогло бы выполнить своего общественного назначения. Поэтому поддержание искусства и сохранение его выше указанного общественного статуса стало одним из важнейших социальных инстинктов, обеспечивающих обществу не только выживание, но и возможности прогрессивного развития.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz