Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Новый социальный мир

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Новый социальный мир

И все же как бы ни были важны с общественной точки зрения воспитательное, практическое, консолидирующее, психологическое значение искусства древности, все это лишь части целого, отдельные проявления более общей функции.

Действительно, мы уже видели, что новый, социальный мир возник закономерно и объективно. Присущие ему организация и общественные связи позволили человеку добиваться больших, чем ранее, успехов в борьбе с природой. Иначе говоря, впервые появившееся подлинно человеческое общество (родовая коммуна) в наибольшей степени соответствовало тому уровню развития — и прежде всего развития экономического, — который характерен для эпохи верхнего палеолита. А раз так, то этот мир и воспринимался, ощущался людьми как самый естественный, благоприятный для них. И укрепление коллективизма, и более совершенное воспитание младших поколений, и достижение необходимой для жизнедеятельности плюсгармонии, и другие преимущества новой эпохи, достигнутые на основе более развитых производительных сил и производственных отношений, представляли для общества величайшую ценность. Возникла объективная необходимость, закономерная потребность сохранить и для себя и для потомков этот вновь родившийся мир — человеческое общество, сохранить и утвердить его, продвинуть дальше от «дочеловеческой» грани.

Как эта потребность могла быть удовлетворена? Человечеству предстояло найти такое средство, которое позволило бы г.се богатство нового, общественного человеческого бытия передать и каждому индивидууму и всем потомкам. Ведь надо было, чтобы каждый видел мир глазами всего общества, жил его жизнью и чтобы это видение и эта жизнь не исчезли с естественной сменой поколений. Чем же располагало верхнепалеолитическое общество для выработки такого средства?

Круг понятий был еще очень узок, язык еще недостаточно разработан и специализирован, новые социальные связи, отношения, преимущества скорее ощущались, чем сознавались. Человек в силу исторической ограниченности своей практической деятельности и теоретического мышления еще не мог создать средство универсального сохранения новой, общественной жизнедеятельности на понятийном уровне.

Впрочем, даже если бы это было осуществимо, то общество вряд ли смогло бы использовать такое средство сколько-нибудь эффективно. Дело в том, что оно не обладало еще какими-либо специальными возможностями для воздействия на отдельных людей, кроме внушения, общественного мнения, авторитета и личного примера предводителя, силы обычая и т. п. Не было ни учреждений, осуществляющих функции принуждения, ни судов, ни служб безопасности и т. п. Человек с самого раннего возраста попадал в строгую систему общественной регламентации и испытывал на себе настойчивое и однозначное воздействие коллектива. В нем постепенно вырабатывалась потребность поступать, действовать, как и все члены его рода, и все, что ему внушали, со временем перерастало в его жизненные принципы. Он добровольно следовал общественным установкам и добровольно делал свой выбор, и, хотя, как правило, подчинялся необходимости, он считал ее естественной. В этих условиях особую ценность приобретали побудительные средства, которые способны были бы вызвать у индивидуума желание по доброй воле, охотно, даже с удовольствием следовать по выбранной коллективом дороге. Этого можно было добиться, действуя не столько на разум, сколько на чувства, на психологию, на весь духовный строй человека.

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz