Виртуальная галерея А. Клейменова. Познавательный блок. История искусства - Уровни жизнедеятельности

Познавательный@Блок

 

A. K l e i m e n o v

Главная / Познавательный Блок / Общественные функции искусства

Уровни жизнедеятельности

Для того чтобы сохранить, упрочить и передать в наследство потомкам все то, чего достиг человек верхнего палеолита, можно было использовать различные практические формы. Старики обучали молодежь выделке совершенных орудий. Охотничьи тренировки и участие в охоте позволяли получить навыки выслеживания зверей, меткого бросания копья, вырабатывали необходимую сноровку, развивали силу, ловкость. В повседневном быту приобретались навыки добычи и поддержания огня, приготовления пищи, изготовления одежды и посуды, вырабатывались элементарные нормы поведения и отношений между младшими и старшими, мужчинами и женщинами, соплеменниками и чужими. На празднествах или различного рода сборах, собраниях внушались коллективные мысли и чувства, осознавалось единство всех членов племени или рода. Разумеется, все это способствовало преемственности развития общества — следовательно, потребность, о которой мы ведем речь, в известной мере удовлетворялась. Но именно в известной мере.

Важно было сохранить не только производственные и бытовые навыки, обычаи и обряды, характер социальных отношений, но и весь вновь родившийся духовный мир человека, его наполненность жизнью, ощущение человеком счастья, его стойкость перед лицом бед и невзгод, его удивление перед открывающимися ему все новыми и новыми явлениями и свойствами природы, восторг победы над страшным зверем или врагом, радости и надежды. Все это составляло высоко-ценимый людьми мир, который также было необходимо сохранить и для себя и для потомков. Этот духовный мир не просто доставлял людям радость, он позволял им оставаться на новом, «человеческом» (К. Маркс) уровне жизни. Если бы мы оставили этот момент в стороне, наше представление о жизнедеятельности человека верхнего палеолита было бы неправильным, неполным. Дальше мы увидим, что этот духовный мир для людей был столь же реален и даже материален, как и природный.

Итак, закономерно и объективно возникла общественная потребность сохранить и передать потомкам общественную жизнедеятельность человека верхнего палеолита. Она-то и привела к возникновению искусства.

Эта жизнедеятельность сохранялась и передавалась искусством на различных уровнях. Прежде всего — на уровне событийно-переживательном. В искусстве отбирались и закреплялись те жизненные ситуации, а также взаимоотношения между обществом и окружающим миром, те явления и связанные с ними мысли и чувства, которые были особенно важны, показательны, характерны для коллектива в конкретных исторических условиях. Общество сохранялось в своей предметной деятельности и в своем предметно выраженном мироощущении и мироотношении.

Второй уровень — уровень человеческой гармонизации среды. В искусстве мир предстает как подвластный людям, благоприятно к ним расположенный, утверждающий ту человеческую меру, с которой общество к нему подходит и сообразно которой его переделывает.

Кроме того, искусство воплощает и культивирует новый, человеческий уровень полноты жизни и наслаждения ею. Сама эта жизнь предстает в художественных образах не ограниченно, не грубо материально, не в плане удовлетворения узких биологических потребностей (в пище, питье, продолжении рода и т. п.), а в плане осуществления новых запросов, наслаждения красотой, добром, могуществом коллектива, величием природы и т. д.

Наконец, искусство — это творческий акт, демонстрирующий высшие человеческие способности, талант, умение, мастерство, подчинение косного материала воле и целям человека. Оно возрождает и славит человека как деятеля, создателя, могущего производить, творить нечто такое, чего нет в природе и что лучше соответствует интересам людей. В этом деятельном начале искусства закрепляется социальный статус человека, так как сама эта деятельность, ее характер и особенности зависят от конкретных социальных отношений, разделения труда, способа производства. Человек утверждается в качестве создателя ценностей — как материальных (украшение орудий труда, жилищ, одежды и т. д.), так и духовных (танец, наскальная живопись, песня). Вернее, оба эти проявления в искусстве неразрывны.

Таким образом, мы видим, что многогранно проявляющаяся человеческая жизнедеятельность воплощалась в искусстве в ряде взаимосвязанных, но тем не менее существенно различных моментов. В ней выражалась та подчеркиваемая К. Марксом универсальность, которая составляет одно из основных отличий человека от животного. К. Маркс писал: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

 

©Disigned by Pacific 2000-2013

 

Hosted by uCoz